Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси

Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников - заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) - налоговыми платежами.

Большинство исследований в этой области традиционно посвящено внешним факторам, определяющим развитие малого бизнеса - налоговой нагрузке, государственному регулированию и государственной поддержке и др. В то же время большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса - наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.

Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели, как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.

Малый бизнес обеспечивает новые рабочие места, так необходимы экономике Республики Беларусь. Новые вакансии создаются за счёт новых небольших фирм, а не за счёт крупных устоявшихся компаний. Малый бизнес создаёт благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.

На данном этапе развития экономике Республики Беларусь необходим как количественный, так и качественный скачок. Крупные предприятия не могут его обеспечить, поэтому на арену должны выйти именно малые предприятия, чья мобильность и приспособляемость к условиям должна обеспечить стране высокие темпы прироста ВВП и увеличения уровня занятости, что является приоритетом национальной политики. Поэтому проблема дальнейшего развития малого бизнеса в экономике Республики Беларусь (особенно на фоне проводимых социально-экономических преобразований) выходит на передний план.

Объект исследования - малый бизнес и его роль в рыночной экономике.

Предмет исследования - развитие малого бизнеса в зарубежных странах и в Республике Беларусь.

Методы исследования: монографический, аналитический, графический, экономико-математический.

Целью данной работы являлось определение роли малого бизнеса в экономике Республики Беларусь, анализ текущего положения малого бизнеса в экономике нашей страны, определение основных проблем малого бизнеса, а также условия активизации малого бизнеса, изучение малого бизнеса на примере зарубежного опыта.

В соответствии с поставленной целью в данной работе решались следующие задачи:

• раскрыть суть и определить роль малого бизнеса любой страны в целом;

• изучить зарубежный опыт ведения малого бизнеса;

• определить проблематику малого бизнеса Республики Беларусь в настоящее время, предположить условия его активизации;

• определить тенденции, характерные для экономики Республики Беларусь;

Важное место в работе занимает вопрос определения роли государства в решении проблем малого бизнеса.

В работе использованы монографии, учебники, материалы периодических изданий, учебные пособия.

Среди использованной литературы следует отметить учебное пособие М.И. Балашевича и Т.П. Быкова. В нём подробно излагаются теоретические и экономические основы развития малых предприятий. Данная книга заслуживает внимания и благодаря тому, что в ней детально рассматривается опыт зарубежных стран, а также приводятся формы и методы государственной поддержки малых предприятий в Республике Беларусь. Заслуживают внимания учебные пособия Г.М. Гукасьяна и И.М. Лемешевского, где раскрываются подходы к понятиям «предпринимательство» и «бизнес».

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике

    Публикации по экономике >>>

    Инфляция в современной России
    Инфляция как экономическая категория ...

    Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
    Актуальность темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой отчетности. Нач ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.