Маржинальный анализ и его роль в принятии управленческих решений

маржинальный доход переменный затрата

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основу этой методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные и использование предельных величин.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции.

В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины ХIХ в., когда возникла новая школа - маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.

Предметом исследования является процесс использования маржинального анализа на исследуемом предприятии в финансовом анализе, для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Цель дипломной работы - исследовать роль и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений на предприятии.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений;

- охарактеризовать основные показатели, используемых для оценки маржинального анализа, определить порядок их расчета и оптимальные значения;

рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

провести маржинальный анализ деятельности предприятия;

- рассмотреть понятие постоянных и переменных затрат;

- проанализировать использование маржинального анализа для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности и дать предложения в принятии управленческих решений.

Объектом исследования является ОАО «Электромеханика». Маржинальный анализ предприятия проведен по данным бухгалтерской отчетности за 2009-2011 годы.

Среди ученых, которые в своих научных работах рассматривали маржинальный анализ, можно выделить г.П. Гринева, О.С. Грищенко, С.И. Дерягу, г.Ю. Касьянову, В. Г. Мохова, В.Е. Негашева, Д.А. Панкова, А.В. Пахомова и пр.

Методы, применяемые в данной работе: вертикальный и горизонтальный анализ, метод сравнения, приведения показателей в сопоставимый вид, факторный анализ, маржинальный анализ, метод финансовых коэффициентов, графический метод.

При освещении теоретических вопросов были использованы различные учебные пособия, законодательные акты Российской Федерации, статистические и справочные материалы, опубликованные как в периодической печати, так и в информационной сети Интернет.

Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении раскрыты значимость и актуальность выбранной темы, цели и задачи выпускной квалификационной работы.

В первой главе раскрывается сущность маржинального анализа в принятии управленческих решений, использования маржинальной концепции для принятия решений по ценообразованию.

Во второй главе проведен маржинальный анализ деятельности предприятия, рассмотрены понятия постоянных и переменных затрат и его роль в принятии управленческих решений.

В третьей главе рассматриваются методы совершенствования процесса принятия управленческих решений: применение научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и практические рекомендации представляют практический интерес для промышленных предприятий, в части проведения маржинального анализа и принятии управленческих решений.

Теоретические основы маржинального анализа в организации

    Публикации по экономике >>>

    Научно-технический прогресс как фактор формирования мировой экономики
    Научно-технический прогресс - это непрерывный и сложный процесс открытия и использования новых знаний и достижений в хозяйственной жизни. В результате научно - технического прогресса происходит развитие и совершенствование всех элементов производительных сил: средств и предметов труда, рабочей силы, технологии, организации и управления производством. Научно - технический прогресс, научно - технический потенциал ...

    Производственная программа производства алюминия-сырца
    Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.