Маржинальный анализ и его роль в принятии управленческих решений

маржинальный доход переменный затрата

Большую роль в обосновании управленческих решений играет маржинальный (предельный) анализ, методика которого базируется на изучении соотношения между тремя группами важнейших экономических показателей «издержки - объем производства (реализации) продукции - прибыль» и прогнозировании критической и оптимальной величины каждого из этих показателей при заданном значении других. Данный метод управленческих расчетов называют еще анализом безубыточности или содействия доходу.

Основу этой методики составляет деление операционных затрат в зависимости от изменения объема деятельности предприятия на переменные (пропорциональные) и постоянные (непропорциональные и использование предельных величин.

Предельные (добавочные, дополнительные, маржинальные) величины показывают характер и скорость изменения средних удельных величин исследуемых показателей. Их рассчитывают как разность предыдущих и последующих средних удельных величин, связанных с производством добавочной единицы продукции.

В итоге маржинальный анализ позволяет установить, как изменяется средний уровень удельных показателей при увеличении (снижении) объема производства продукции на единицу. Предельные величины в экономике начали исследоваться со второй половины ХIХ в., когда возникла новая школа - маржинализм. В настоящее время вся экономическая наука западных стран строится на предельных и критических величинах объемов продаж, себестоимости, прибыли, цены, постоянных затрат и их оптимизации.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что величина основных видов ресурсов, расходуемых на производство продукции, в значительной степени влияет на эффективность производства, величину прибыли и рентабельности. Поэтому предприятию, использующему многообразные виды ресурсов: материальные, трудовые, технические и др., необходимо эффективно ими управлять, чтобы знать, как они связаны друг с другом, какие принимать решения для повышения отдачи от применяемых ресурсов, так как уровень их использования непосредственно влияет на величину расхода.

Предметом исследования является процесс использования маржинального анализа на исследуемом предприятии в финансовом анализе, для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности.

Цель дипломной работы - исследовать роль и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений на предприятии.

В соответствии с целью поставлены следующие задачи:

- раскрыть сущность и значение маржинального анализа в принятии управленческих решений;

- охарактеризовать основные показатели, используемых для оценки маржинального анализа, определить порядок их расчета и оптимальные значения;

рассмотреть организационно-экономическую характеристику объекта исследования;

провести маржинальный анализ деятельности предприятия;

- рассмотреть понятие постоянных и переменных затрат;

- проанализировать использование маржинального анализа для расчета и оценки маржинального дохода, порога рентабельности и запаса финансовой прочности и дать предложения в принятии управленческих решений.

Объектом исследования является ОАО «Электромеханика». Маржинальный анализ предприятия проведен по данным бухгалтерской отчетности за 2009-2011 годы.

Среди ученых, которые в своих научных работах рассматривали маржинальный анализ, можно выделить г.П. Гринева, О.С. Грищенко, С.И. Дерягу, г.Ю. Касьянову, В. Г. Мохова, В.Е. Негашева, Д.А. Панкова, А.В. Пахомова и пр.

Методы, применяемые в данной работе: вертикальный и горизонтальный анализ, метод сравнения, приведения показателей в сопоставимый вид, факторный анализ, маржинальный анализ, метод финансовых коэффициентов, графический метод.

При освещении теоретических вопросов были использованы различные учебные пособия, законодательные акты Российской Федерации, статистические и справочные материалы, опубликованные как в периодической печати, так и в информационной сети Интернет.

Выпускная квалификационная работа содержит введение, три главы, заключение, список литературы и приложения.

Во введении раскрыты значимость и актуальность выбранной темы, цели и задачи выпускной квалификационной работы.

В первой главе раскрывается сущность маржинального анализа в принятии управленческих решений, использования маржинальной концепции для принятия решений по ценообразованию.

Во второй главе проведен маржинальный анализ деятельности предприятия, рассмотрены понятия постоянных и переменных затрат и его роль в принятии управленческих решений.

В третьей главе рассматриваются методы совершенствования процесса принятия управленческих решений: применение научного подхода к процессу принятия, а также использование методов и моделей оптимизации управленческих решений.

Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что содержащиеся в ней положения, выводы и практические рекомендации представляют практический интерес для промышленных предприятий, в части проведения маржинального анализа и принятии управленческих решений.

Теоретические основы маржинального анализа в организации

    Публикации по экономике >>>

    Инфляция в современной России
    Инфляция как экономическая категория ...

    Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
    Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства. Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный п ...

    Новая экономика

    Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

    Сущность новой экономики

    При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

    Принципы «новой экономики»

    Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

    Сдвиги в новой экономике

    Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.