Удержание государственного и гарантированного государством долга на уровне до 40% ВВП с целью минимизации рисков финансовой дестабилизации под влиянием внешних шоков и сохранения возможностей для пр

По состоянию на 31 октября 2012 г. абсолютный размер государственного долга Украины с конца 2007 г. увеличился в 5,5 раза и достиг 493 млрд. грн. В последние годы в стране стремительно возрастали все составляющие государственного долга - прямого, гарантированного, внутреннего и внешнего.

Несмотря на то, что у Правительства пока отсутствуют проблемы с выполнением долговых обязательств, любые неблагоприятные факторы внешнего или внутреннего характера (обострение долгового кризиса в ЕС, ухудшение финансового положения украинских банков, неуправляемая девальвация гривни, неконтролируемое увеличение дефицита бюджета, трансформация условных обязательств государства в прямой долг и т.д.) могут существенно ухудшить платежеспособность государства и подорвать финансовую стабильность. Кроме того, высокий уровень государственного долга ограничивает способность П\равительства адекватно реагировать на неблагоприятные внешние шоки. Страны с высоким уровнем государственного долга претерпевают более резкое повышение процентных ставок в условиях неопределенности. Величина государственного долга накануне кризиса 2008-2009 гг. в значительной степени обусловила «свободу маневра» в проведении стабилизационной политики, а также вероятность возникновения проблем с платежеспособностью и ликвидностью Правительства.

Относительный уровень государственного долга Украины уже вплотную приблизился к критическому для стран с низкими и средними доходами - 40% ВВП. В данном отношении достаточно тревожным симптомом являются попытки государства решить проблемы недостаточности инвестиций в определенных секторах за счет наращивания гарантированного долга. Так, изменениями, внесенными в августе в Закон «О Государственном бюджете Украины на 2012 год», предельный объем предоставления государственных гарантий увеличен на 6,656 млрд. дол., или 53,8 млрд. грн. Законом «О Государственном бюджете Украины на 2013 год» предполагается предоставление государственных гарантий на суму 50 млрд. грн.

При таких условиях государственный долг (с учетом гарантированного) достаточно быстро превысит экономически безопасный уровень, что существенно усилит вероятность возникновения долгового кризиса в Украине, толчком к которому может стать как сужение потенциала для привлечения новых займов, так и невозможность государства рассчитаться по существующим обязательствам вследствие недостаточности бюджетных средств. С учетом изложенного считаем, что объемы ежегодного предоставления государственных гарантий в Украине не должны превышать 1% ВВП, а сумма государственного и гарантированного государством долга должна удерживаться в пределах до 40% ВВП.

Публикации по экономике >>>

Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие, процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...

Методы прогнозирования ООО Ритейл групп
Прогнозирование является одним из основных звеньев процесса стратегического управления, в связи с тем, что если мы не можем прогнозировать ожидаемый ход развития события, предвидеть развитие какой-либо ситуации, довольно сложно ставить достижимые цели, эффективно принимать управленческие решения, оптимизировать работу организации, используя инструменты стратегического менеджмента. Стратегическое управление невоз ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.