Разработка инструментария регулирования внешних корпоративных заимствований и введение интегрированной аналитической системы учета условных обязательств государства, включая внешние долги банков и н

По данным НБУ, по состоянию на 1 октября 2012 г., валовой внешний долг Украины достиг 132,4 млрд. дол., из которых 22,6 млрд. дол. - внешние обязательства банковского сектора и 68,5 млрд. дол. - обязательства сектора нефинансовых корпораций.

Внешний корпоративный долг является составляющей условных обязательств государства. При определенных условиях государство несет ответственность по обязательствам корпоративных заемщиков, поскольку их массовое невыполнение угрожает финансовой стабильности и экономической безопасности страны. Справедливость данного тезиса подтвердили события 2007-2009 гг. и европейский долговой кризис 2011-2012 гг. В развитых странах правительства предоставляли значительную по объемам финансовую помощь нефинансовым предприятиям и банкам, которые имели проблемы с ликвидностью.

В Украине масштабные программы рекапитализации банков финансировались за счет выпуска облигаций внутреннего займа. Так, в 2008-2010 гг. с использованием долговых механизмов Правительством предоставлена поддержка государственным и рекапитализированным с учетом государства банкам на сумму 43,5 млрд. грн.

В макроэкономическом контексте существенные притоки иностранного капитала оборачиваются чрезмерным накоплением внешнего долга и высокой уязвимостью к валютным рискам; такие притоки подпитывают внутренний кредитный бум и надувание «пузырей» цен на активы, а в случае внезапной остановки или обратного движения капитала имеют место значительные негативные последствия.

Поскольку контроль за движением капиталов сглаживает пики притока-оттока иностранного капитала и уменьшает связанные с ними зоны уязвимости, регулирование его движения позволяет повышать устойчивость национальной экономики к влиянию финансовых кризисов. Д. Остри, А. Гош и другие ученые доказали, что страны с формирующимися рынками, ограничивающие свободное движение капиталов (особенно долговых потоков), лучше пережили последний финансовый кризис и имели меньше расходов во время кризисов.

Таким образом, создание долгосрочных условий для стабильности финансовой системы Украины невозможно без взвешенного регулирования внешних займов финансовых и нефинансовых корпораций и соблюдения экономически безопасных размеров суммарных долговых обязательств. Как отмечалось, Украина уже превысила безопасный уровень погашения и обслуживания долгосрочного внешнего долга относительно экспорта (28%) и приближается к критическому уровню внешнего совокупного долга по показателям отношения долга к экспорту (145%).

В мировой практике большинства стран контроль за движением капиталов позволял достичь повышения средней срочности внешних поступлений. В рамках эконометрических исследований такой результат был выявлен для Бразилии, Чили, Колумбии, Хорватии, Малайзии и Таиланда. Исследования подтвердили, что после введения контроля за движением капиталов краткосрочные поступления существенно уменьшались, в то время как изменений в объемах привлечения долгосрочных ресурсов не наблюдалось.

Вместе с тем эксперты МВФ приходят к выводу, что контроль за движением капиталов и пруденциальные меры, особенно регулирование портфельных инвестиций и займов банков за границей, оборачиваются уменьшением доли долговых обязательств в общей сумме внешних обязательств резидентов страны. Эмпирический опыт говорит также о том, что пруденциальные ограничения на операции в иностранной валюте влекут за собой уменьшение внешних долговых обязательств банков.

Конкретный набор инструментов системы макропруденциального регулирования и контроля за движением капиталов определяется природой возникающих рисков, сферой их распространения и институциональными условиями в стране. Украине в период массового поступления иностранного капитала для сдерживания притока долговых потоков прежде всего стоит перейти, по примеру Кореи и Бразилии, к взиманию «входного» налога (специального налога на привлечение иностранного капитала, называемого «налогом Тобина»). Невозмещаемые резервные требования (URR) и «входные» налоги достаточно распространены в мировой практике. Они считаются альтернативными и в то же время схожими инструментами регулирования потоков капитала, которые отнесены к категории ценовых рычагов.

Оба инструмента увеличивают стоимость иностранного капитала для заемщиков и дестимулируют краткосрочные потоки. URR также можно рассматривать как аналог налога, ставка которого вычисляется как функция процентного займа (инвестиции), которая депонируется в центральном банке, и альтернативной стоимости этих ресурсов. Поскольку при применении URR иностранный инвестор (заемщик) теряет возможность распоряжаться частью вложенных (привлеченных) средств, это оборачивается потерей ликвидности. Такие потери выливаются в накопление «омертвевших» расходов. С учетом этих обстоятельств некоторые специалисты считают, что сдерживание потоков иностранного капитала путем взимания налогов более продуктивно, чем путем уменьшения ликвидности, что имеет место при применении URR.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Мари Эспри Леон Вальрас и его вклад в развитие статистики
В данной работе я хочу подробно рассмотреть вклад в развитие статистики одного из представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон Вальраса. Его основной идеей был чисто математический подход к вопросам экономическим, для этого он использовал обширный статистический материал. Таким образом, Леон Вальрас оставил след не только в политической экономии, но и в статистике. В цели это ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.