Рамочные условия и инструменты поддержки инноваций

В контексте применяемых инструментов политики по стимулированию инновационной деятельности и инновационного развития ярким примером подобной структуры является Белорусский парк высоких технологий, который был открыт в 2005 году

Сегодня в Парке размещено 84 субъекта хозяйствования, занимающихся анализом, разработкой и производством программного обеспечения информационных систем и технологий, а также компьютерной обработкой данных. Правительство рассматривает возможность расширения парка за счет привлечения предприятий, работающих в области медицинских и биотехнологий, нанотехнологий, современных экологических технологий и иных приоритетных сфер. Среди фирм-резидентов Парка, 52% были созданы белорусскими инвесторами, 26% иностранными инвесторами, и 22% при участии белорусского и иностранного капитала. О его успешной деятельности говорят следующие показатели. В 2008 году объем производства возрос в 1,8 раза к уровню предыдущего года. Доля экспортной продукции составила 85%, объем экспорта удваивался ежегодно в период с 2005 по 2008 год.

Резиденты Парка высоких технологий освобождаются от налогов и сборов в республиканский бюджет, налога на добавленную стоимость, таможенных сборов и НДС на импортируемое оборудование и иные товары, необходимые для деятельности на территории Парка. Дивиденды, возврат задолженностей, лицензионные и патентные вознаграждения, полученные иностранными юридическими лицами, не имеющими представительств на территории Республики Беларусь, облагаются по ставке 5%, если действующими международными соглашениями не установлены более выгодные условия.

Инвесторы, осуществляющие вложения в инфраструктуру и строительство объектов Парка, освобождаются от уплаты земельного налога на весь период строительства, а также от налога на недвижимость и от сбора за инфраструктуру. К отнесенным к Парку зданиям не применяется повышенная ставка земельного налога, установленная в г. Минске. Быстрое расширение Парка и рост численности фирм-резидентов наталкиваются на ряд проблем, преодоление которых потребует как политических, так и административных решений:

• Нехватка квалифицированных специалистов и острая конкуренция за их привлечение провоцирует рост заработных плат;

• Недостаток венчурного капитала и дефицит ресурсов для финансирования проектов являются серьезными препятствиями для дальнейшего развития фирм;

• Большинство резидентов Парка специализируются на выполнении сторонних заказов и импортируют IT-услуги, а не конечный продукт;

Центры трансферта технологий и технопарки также вносят вклад в создание благоприятных рамочных условий. Университеты наделены правом создавать собственные центры трансферта технологий, а в соответствии с принятым в мае 2010 года Указом Президента №252 им может быть оказана поддержка из республиканского бюджета для коммерциализации полученных научных результатов. Технопарки пользуются скидкой 50% при аренде площадей университетов. Предприятия, размещенные в технопарках, облагаются налогом по пониженной ставке (10% вместо 25%).

Для получения финансирования по государственным программам технопарки должны находиться в полной государственной собственности. В результате технопарки в состоянии предоставить лишь очень скромную финансовую и материальную поддержку новым инновационным компаниям и сталкиваются с трудностями в получении банковских кредитов и средств инновационных фондов. Технопарки смогут повысить эффективность своей деятельности, если станут базой для создания высокотехнологичных фирм, поставщиком специализированных услуг в области технологий и катализатором развития науки и техники в своем регионе. Это потребует диверсификации источников финансирования и более широкого вовлечения в деятельность технопарков негосударственных структур.

Сектор высшего образования фактически выполняет функции технологической инфраструктуры, деятельность вузов компенсирует собой недостаточное развитие сектора консалтинговых услуг.

По состоянию на июль 2010 года, инфраструктура поддержки малого предпринимательства насчитывала 50 центров поддержки предпринимательства и девять бизнес-инкубаторов. Их деятельность в основном заключалась в оказании информационных и консалтинговых услуг малым предприятиям.

Белорусский фонд финансовой поддержки предпринимателей выделяет финансовую помощь малым и средним предприятиям в виде льготных и беспроцентных кредитов за счет средств государственной программы поддержки предпринимательства; осуществляет лизинг оборудования; предоставляет гарантии по льготным кредитам коммерческих банков. Государственная поддержка также предоставляется для закупки оборудования и сырья для организации местного производства. Финансовая помощь выделяется на конкурсной основе. Запланированы дальнейшие шаги по совершенствованию правовой базы малого и среднего предпринимательства, упрощению налогообложения, укреплению инфраструктуры поддержки, развитию кооперации между малым и средним бизнесом и крупными предприятиями, а также контрактных взаимоотношений с бесприбыльными организациями.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Жилищно-коммунальное хозяйство Украины проблемы и перспективы
Тема контрольной работы «Жилищно-коммунальное хозяйство Украины: проблемы и перспективы» по дисциплине «Управление экономикой». Сегодня жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) Украины, несмотря на достаточно длительное и широкое обсуждение ситуации на всех уровнях, является одной из наиболее неэффективных сфер национальной экономики, которую почти не затронули процессы реформирования - и это в условиях, когда в ...

Инвестиции сущность, виды, источники
Инвестиции выполняют главную роль как на макро, так и на микроуровне. Они являются одним из основных факторов развития экономики, а также определяют будущее страны в целом, отдельного субъекта, предприятия. Процессы экономического обновления и роста обуславливаются качеством инвестиций и скоростью их осуществления, а также их размерами и структурой. В инвестировании вообще никаких положительных сдвигов не случа ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.