Техническое переоснащение, сокращение удельных расходов энергетических и материальных ресурсов, необходимых для производства (предоставления) ЖКУ, в том числе создание действенного и прозрачного мех

На 1 января 2012 г. около 10% населения не оплатили полученные услуги по централизованному водоотведению, водо- и теплоснабжению (по плану на 2011 г., процент таких должников должен был сократиться до 5-6%), а около 12% - не рассчитались за содержание домов и придомовых территорий (по плану, количество таких должников в 2011 г. должно было составить 2%).

Уровень расчетов за полученные услуги непосредственно влияет на финансовое состояние предприятий ЖКХ. Относительно возмещения экономически обоснованных расходов операционной деятельности, по плану на конец 2011 г., оно должно было достичь 100%. Фактически же в централизованном водоснабжении и водоотведении оно составило 85,1%, теплоснабжении - 73,4%, содержании домов и придомовых территорий - 80,5%. То есть соответствующие предприятия ЖКХ в результате своей основной деятельности априори теряют 15-27% средств за счет производства (предоставления) соответствующих услуг. На наш взгляд, такая ситуация является достаточно угрожающей с точки зрения обеспечения основной деятельности - из-за хронического вымывания оборотных средств, которое может привести к полному ее прекращению и банкротству предприятий ЖКХ с непредсказуемыми последствиями.

Существенно превышают запланированные и показатели удельных расходов электроэнергии на производство услуг по водообеспечению и очистке стоков, причем энергоемкость водоснабжения имеет выраженную тенденцию к росту (в 2011 г. по сравнению с 2010 г. - 47%).

В то же время следует отметить, что благодаря усилиям профильного министерства, а также жесткой политике Правительства относительно расчетов за природный газ на фоне ожидаемого увеличения цены последнего, в 2011 г. удалось существенно уменьшить удельные расходы условного топлива на отпуск тепла - и не только выполнить поставленную Программой задачу, но и превысить ее на 14,8%.

На наш взгляд, все позитивные достижения являются результатом:

а) регулирующих мероприятий государства по существенному усилению платежной дисциплины;

б) усилий профильного министерства по развитию нормативно-правовой базы в сфере теплоснабжения, активизации процессов стратегического планирования и привлечения инвестиций, налаживания действенного контроля над деятельностью предприятий "Теплокоммунэнерго", широкого освещения проблем тепло-обеспечения в СМИ и электронном информационном пространстве. Отдельно следует отметить активные действия министерства по обеспечению разработки (и согласованию) программ модернизации систем и схем теплоснабжения населенных пунктов, установления и введения порядка использования средств госбюджета, которые направляются, в соответствии с Программой, на модернизацию коммунальной теплоэнергетики - исключительно в проекты, предусматривающие сокращение потребления природного газа;

в) действий самих предприятий по повышению собственной институциональной состоятельности путем обучения персонала, разработки стратегических планов развития, бизнес-планов конкретных инвестиционных проектов, активизации усилий по поиску инвестиций, участия в международных проектах.

К сожалению, не выполнен план по такому важному направлению, как создание прозрачной системы учета и контроля над потреблением воды и тепловой энергии, что является важной предпосылкой реформирования отрасли. По состоянию на начало 2012 г. только 1/3 домов была оборудована приборами учета и регулирования (вместо запланированных 62,6% по холодной воде и 42,2% по теплу). Поэтому есть реальные риски по решению этой проблемы до конца выполнения Программы. Сохранение такой ситуации является существенным ограничительным фактором реформирования и модернизации отрасли ЖКХ.

Недостаточным остается уровень развития конкурентной среды на рынке услуг по обслуживанию жилищного фонда, где существует монополия коммунальных ЖЭКов. Возможности собственников жилых домов по осуществлению оптимального выбора среди исполнителей услуг весьма ограничены. На начальной стадии сегодня находится процесс введения института управителей многоквартирных домов и управляющих жилищным фондом компаний. На наш взгляд, особая регулирующая роль по активизации этого процесса не требует каких-либо значительных финансовых расходов со стороны бюджета и должна принадлежать государству.

На начало 2012 г. доля предприятий водопроводно-канализационного хозяйства, которые разработали и реализуют стратегические планы развития, составила 39,1%, предприятий теплоснабжения - 41,4, то есть лишь около 40% отмеченных предприятий имеют план действий на перспективу. По нашему мнению, отсутствие стратегических планов развития большинства предприятий ЖКХ на сегодня является чрезвычайно серьезным риском для успешного реформирования жилищно-коммунальной сферы. Главное, что исправление существующего положения не требует бюджетных расходов, но зато это важный момент в государственном регулировании деятельности предприятий ЖКХ. Необходимость стратегического планирования подчеркивается, кроме прочего, еще и тем, что его важной составляющей является инвестиционное планирование: ведь должным образом спланированный и реализованный план инвестиций - это залог успешной работы предприятия в будущем.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом изменились организационно-экономический механизм и правовые формы взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...

Издержки предприятия и пути их оптимизации
Организационно-экономическая характеристика предприятия ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.