Оценка состояния рынка труда и занятости населения в Республике Беларусь на современном этапе

Анализ оперативной информации показывает, что в 2010 году потери рабочего времени (работа в режиме неполного рабочего времени, вынужденные отпуска по инициативе нанимателя) отмечались на 240 предприятиях и организациях с суммарной списочной численностью работников 145,5 тыс. человек. В региональном разрезе распределение предприятий, на которых отмечены потери рабочего времени, следующее: Брестская область - 44 предприятия, Витебская - 25, Гомельская - 43, Гродненская - 40, Минская - 34, Могилевская - 54. Доля работников, работающих в режиме неполного рабочего времени, в общей списочной численности работников данных предприятий по областям колеблется от 14,4% в Минской области до 44,4% в Могилевской. Аналогично показатель численности работников, находящихся в вынужденных отпусках по инициативе нанимателя, варьируется от 1,9% в Гродненской области до 17,9% в Гомельской [17, с. 26].

Сегодня предоставление по инициативе нанимателей отпусков своим работникам, сокращение рабочего времени следует рассматривать как антикризисные меры, как гибкие формы занятости населения и инструмент регулирования безработицы, которые направлены на сохранение трудовых коллективов, проявление социальной ответственности к сотрудникам.

В условиях некоторого ухудшения ситуации на рынке труда, исходя из данных мониторинга, проводится корректировка Программы занятости на этот год. Прежде всего, имеется ввиду перераспределение финансовых ресурсов и усиление активных мер содействия занятости.

Это организация оплачиваемых общественных работ, в основном имеющих социально-полезную значимость; оказание содействия в развитии предпринимательской деятельности безработных; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации безработных, опережающее обучение работников; развитие системы субсидирования рабочих мест (частичная компенсация расходов нанимателей по оплате труда работников - «молодежная практика», реабилитация инвалидов), поддержка организаций, создающих и сохраняющих рабочие места (бюджетная ссуда). По оценке, при превышении уровня безработицы в 2% - 3% потребуются дополнительно бюджетные ассигнования: к 151 млрд. руб. дополнительно необходимо 12 млрд. руб.

Основным аспектом в обеспечении занятости населения является создание рабочих мест. Программой установлено задание по созданию 161,5 тыс. рабочих мест в целом по республике, в том числе 19,8 тыс. - в малых городах.

За 2009 год в малых городах создано 14,7 тыс. рабочих мест, или 74,1% к заданию, в том числе 639 рабочих мест - нанимателями с выделением бюджетной ссуды из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты (в Брестской области создано 2,4 тыс. рабочих мест (63%), в Витебской - 2,5 тыс. (83,1%), в Гомельской - 1,8 тыс. (62%), Гродненской - 3,2 тыс. (79,6%), Минской области - 2,5 тыс. 70,3), Могилевской области - 2,4 тыс. рабочих мест (89,3%).

Осуществляется контроль за выполнением прогнозных показателей по численности занятых в экономике в малых городах.

По результатам за 2010 год численность занятых в экономике в малых городах выросла по сравнению с 2008 годом на 4,5 тыс. человек и составила 823,7 тыс. человек.

Минтруда и соцзащиты принят ряд дополнительных мер, направленных на расширения возможностей для закрепления трудовых ресурсов в малых городах и сельской местности, стимулирование безработных, проживающих в малых городах и сельской местности, к организации предпринимательской деятельности.

В частности, увеличен размер субсидии, предоставляемой безработным, организующим предпринимательскую деятельность в сельских населенных пунктах, в малых городах, включенных в Государственную программу, с 11 до 15-кратной величины бюджета прожиточного минимума. Одновременно предоставлена возможность оказания финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения Минтруда и соцзащиты в виде субсидии безработным, организующим частное унитарное предприятие, крестьянское (фермерское) хозяйство.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Кемеровской дистанции гражданских сооружений Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО РЖД
финансовый прибыль основной фонд имущество Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - это изучение работы предприятия с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений, то есть определение перспектив развития предприятия. Экономический анализ - вид управленческой деятельности, к ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.