Роль кластеризации в развитии региона

Вышеизложенное в определенной части может быть реализовано в рамках развития лесозаготовительного комплекса и транспортной инфраструктуры, связанной с ним.

Уточним, что за состоянием автомобильных дорог, в том числе и на селе следит дорожная служба, основная задача которой заключается в осуществлении комплекса работ по ремонту и содержанию дорог, а также по организации движения, обеспечению требований к транспортно-эксплуатационным показателям дорог, в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, тем самым обуславливая повышение производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок.

Для удовлетворения сельского населения и сельского хозяйства, как одной из отраслей экономики страны в перевозках минимальная потребность России в автомобильных сельских дорогах оценивается величиной 300 - 400 тыс. километров. При этом стратегия развития автомобильных дорог на селе должна быть направлена на решение трех основных задач:

•сохранение существующей автодорожной сети, повышение ее транспортно-эксплуатационного состояния за счет проведения полного комплекса работ по модернизации, ремонту и содержанию дорог;

•приоритетное развитие опорной дорожной сети, реализация проектов строительства скоростных автодорожных подходов к сельским населенным пунктам, в том числе с привлечением частных инвестиций;

•совершенствование и развитие придорожной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельских территориях, тем самым обеспечить доступ сельскохозяйственных организаций к рынкам продукции, материально-техническим и финансовым ресурсам, увеличить налоговые поступления в местные бюджеты, обеспечить более полную занятость сельского населения, способствовать развитию рекреационных возможностей сельских территорий.

Для этого необходимо увеличить объемы финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог с 0,6% до 1,2-1,5% ВВП, что позволит построить и реконструировать около 400 тыс. км автомобильных дорог, а также поддерживать существующую сеть дорог местного значения в работоспособном состоянии.

Таким образом, в области лесозаготовок необходимо обеспечить переход от очагового лесопользования и диспропорций в размещении лесоперерабатывающих производств и сырьевых ресурсов к устойчивому развитию территорий.

В указанных условиях повышается значение регионального системного подхода к развитию лесозаготовительного комплекса, ориентированного на устойчивое развитие. А главным фактором и является развитие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, здесь же и логично появление сельских территорий.

Вышеуказанное следует дополнить следующим: российский и зарубежный опыт управления регионами на основе соответствующих методических подходов (административного, программно-целевого, системного, процессного, сетевого, кластерного) демонстрирует различные преимущества и недостатки выбранных методов управления (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Место кластерного подхода в управлении региональным развитием

Методический подход

Преимущества

Недостатки

Административный

приоритет отраслевого управления экономикой региона; универсализация принципов и функций управления

невозможность учета специфики субъектов региональной экономики в процессе принятия решений; неучет социальных аспектов управления; реактивность принятия управленческих решений; отсутствие учета характера протекания процессов развития отдельных сфер РХК

Программно-целевой

предполагает перестройку подсистем региональной экономики и характера их взаимодействия; усиление централизации процессов планирования и управления регионом; наличие количественных показателей (индикаторов) социальной и экономической эффективности проектов, входящих в программы

размытость целей и задач, перекрестный характер полномочий при их реализации; отсутствие процедуры независимой экспертизы; отсутствие процедуры оценки результативности реализации программ; неучет структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов

Системный

выявление комплекса региональных системообразующих элементов региональной экономики; учет характера иерархических взаимоотношений между элементами региональной экономики; выявление особенностей взаимодействия с внешней средой; формирование общей интегрированной цели всей системы, которая объединяет все ее элементы

недооценка значения отдельных видов и сфер деятельности для социально - экономического развития региона; отсутствие адекватных математических моделей и несостоятельность прогнозов социально - экономического развития, построенных на их основе; реактивность принятия управленческих решений

Процессный

быстрое реагирование на изменения; эффективное сокращение затрат; возможность организации внутри региона фрагментированной деятельности последовательным, ориентированным на результат способом, преодолевая, разрушая функциональные границы; чёткость, организованность и контролируемость различных видов деятельности; обеспечение сбалансированного развития всех элементов региональной системы

недоучет специфики региональной социально - экономической системы в силу ее сложности, иерархичности и масштабности; разграничение экономических и социальных аспектов управления, отсутствие их взаимоувязки; несовершенство оценок структурных пропорций, при которых создаются условия для непрерывного воспроизводства

Сетевой

обеспечивает высокую адаптивность субъектов к изменяющимся условиям; открытость контура, т.е. потенциально неограниченное число субъектов; концентрация управления на приоритетных областях специализации; экономия на традиционных издержках

неучет социальных факторов управления; невозможность обеспечения равномерности развития субъектов хозяйствования; отсутствие учета структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов

Кластерный

учитывает региональную специфику, особенности участников кластера; симбиоз кооперации и конкуренции, учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации; развитие коммуникации между основными участниками кластера; активное использование государственного заказа как инструмента поддержки кластеров; развитие научно-образовательной базы, расширение доступа к государственным НИОКР, стимулирование кооперации образовательного и реального секторов; развитие инновационной инфраструктуры.

неравноправленый доступ субъектов к программам кластерной политики, как следствие, неравномерность их развития; низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга; отсутствие учета социальных факторов управления; неучет динамики отдельных секторов экономики

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимате ...

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.