Роль кластеризации в развитии региона

Вышеизложенное в определенной части может быть реализовано в рамках развития лесозаготовительного комплекса и транспортной инфраструктуры, связанной с ним.

Уточним, что за состоянием автомобильных дорог, в том числе и на селе следит дорожная служба, основная задача которой заключается в осуществлении комплекса работ по ремонту и содержанию дорог, а также по организации движения, обеспечению требований к транспортно-эксплуатационным показателям дорог, в соответствии с ростом интенсивности движения и нагрузки, тем самым обуславливая повышение производительности и эффективности работы автомобилей, снижение себестоимости перевозок.

Для удовлетворения сельского населения и сельского хозяйства, как одной из отраслей экономики страны в перевозках минимальная потребность России в автомобильных сельских дорогах оценивается величиной 300 - 400 тыс. километров. При этом стратегия развития автомобильных дорог на селе должна быть направлена на решение трех основных задач:

•сохранение существующей автодорожной сети, повышение ее транспортно-эксплуатационного состояния за счет проведения полного комплекса работ по модернизации, ремонту и содержанию дорог;

•приоритетное развитие опорной дорожной сети, реализация проектов строительства скоростных автодорожных подходов к сельским населенным пунктам, в том числе с привлечением частных инвестиций;

•совершенствование и развитие придорожной инфраструктуры, автомобильных дорог в сельских территориях, тем самым обеспечить доступ сельскохозяйственных организаций к рынкам продукции, материально-техническим и финансовым ресурсам, увеличить налоговые поступления в местные бюджеты, обеспечить более полную занятость сельского населения, способствовать развитию рекреационных возможностей сельских территорий.

Для этого необходимо увеличить объемы финансирования строительства и реконструкции автомобильных дорог с 0,6% до 1,2-1,5% ВВП, что позволит построить и реконструировать около 400 тыс. км автомобильных дорог, а также поддерживать существующую сеть дорог местного значения в работоспособном состоянии.

Таким образом, в области лесозаготовок необходимо обеспечить переход от очагового лесопользования и диспропорций в размещении лесоперерабатывающих производств и сырьевых ресурсов к устойчивому развитию территорий.

В указанных условиях повышается значение регионального системного подхода к развитию лесозаготовительного комплекса, ориентированного на устойчивое развитие. А главным фактором и является развитие конкурентоспособной транспортной инфраструктуры, здесь же и логично появление сельских территорий.

Вышеуказанное следует дополнить следующим: российский и зарубежный опыт управления регионами на основе соответствующих методических подходов (административного, программно-целевого, системного, процессного, сетевого, кластерного) демонстрирует различные преимущества и недостатки выбранных методов управления (табл. 2.1).

Таблица 2.1. Место кластерного подхода в управлении региональным развитием

Методический подход

Преимущества

Недостатки

Административный

приоритет отраслевого управления экономикой региона; универсализация принципов и функций управления

невозможность учета специфики субъектов региональной экономики в процессе принятия решений; неучет социальных аспектов управления; реактивность принятия управленческих решений; отсутствие учета характера протекания процессов развития отдельных сфер РХК

Программно-целевой

предполагает перестройку подсистем региональной экономики и характера их взаимодействия; усиление централизации процессов планирования и управления регионом; наличие количественных показателей (индикаторов) социальной и экономической эффективности проектов, входящих в программы

размытость целей и задач, перекрестный характер полномочий при их реализации; отсутствие процедуры независимой экспертизы; отсутствие процедуры оценки результативности реализации программ; неучет структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов

Системный

выявление комплекса региональных системообразующих элементов региональной экономики; учет характера иерархических взаимоотношений между элементами региональной экономики; выявление особенностей взаимодействия с внешней средой; формирование общей интегрированной цели всей системы, которая объединяет все ее элементы

недооценка значения отдельных видов и сфер деятельности для социально - экономического развития региона; отсутствие адекватных математических моделей и несостоятельность прогнозов социально - экономического развития, построенных на их основе; реактивность принятия управленческих решений

Процессный

быстрое реагирование на изменения; эффективное сокращение затрат; возможность организации внутри региона фрагментированной деятельности последовательным, ориентированным на результат способом, преодолевая, разрушая функциональные границы; чёткость, организованность и контролируемость различных видов деятельности; обеспечение сбалансированного развития всех элементов региональной системы

недоучет специфики региональной социально - экономической системы в силу ее сложности, иерархичности и масштабности; разграничение экономических и социальных аспектов управления, отсутствие их взаимоувязки; несовершенство оценок структурных пропорций, при которых создаются условия для непрерывного воспроизводства

Сетевой

обеспечивает высокую адаптивность субъектов к изменяющимся условиям; открытость контура, т.е. потенциально неограниченное число субъектов; концентрация управления на приоритетных областях специализации; экономия на традиционных издержках

неучет социальных факторов управления; невозможность обеспечения равномерности развития субъектов хозяйствования; отсутствие учета структурных особенностей региональной экономики и динамики отдельных секторов

Кластерный

учитывает региональную специфику, особенности участников кластера; симбиоз кооперации и конкуренции, учитывающий положительные синергетические эффекты территориальной агломерации; развитие коммуникации между основными участниками кластера; активное использование государственного заказа как инструмента поддержки кластеров; развитие научно-образовательной базы, расширение доступа к государственным НИОКР, стимулирование кооперации образовательного и реального секторов; развитие инновационной инфраструктуры.

неравноправленый доступ субъектов к программам кластерной политики, как следствие, неравномерность их развития; низкий уровень развития субконтрактации и аутсорсинга; отсутствие учета социальных факторов управления; неучет динамики отдельных секторов экономики

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Инфляция в современной России
Инфляция как экономическая категория ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.