Ценовая дискриминация

Модель простой монополии построена исходя из допущения, что все единица продукции, продаваемые на протяжении определённого периода времени, реализуются по одной и той же цене. Такая ценовая политика является абсолютно неизбежной в любой ситуации, когда возможна перепродажа продукции. Например, весьма маловероятно, чтобы книжный магазин, расположенный на территории университетского городка (типичная монополия), стала вдруг продавать учебники по экономике студентам старших курсов по одной цене, а всем остальным - с 25 % - й скидкой. Если даже он и попытается так сделать, то какой - нибудь сметливый второкурсник вскоре начнёт покупать эти книги для их последующей продажи старшекурсникам по сходной цене. Вскоре продажа книг в этом магазине по исходной цене упадут до нуля.

Однако не все фирмы вынуждены продавать все единицы продукции по одной цене. Есть фирмы, которые устанавливают разные цены для разных покупателей на один и тот же продукт. Если цены, установлены для разных покупателей, отражает не различие в издержках фирмы, связанных с индивидуальным подходом к обслуживанию этих покупателей, то фирма осуществляет ценовую дискриминацию.

Так, театр устанавливающий цену на билет 5 руб. для взрослых и 3 руб. для детей осуществляет ценовую дискриминацию, поскольку издержки театра одинаковы для всех посадочных мест. Иначе обстоит дело, например, на овоще - базе, где цена 1 тонны картошки на 4 % ниже по оптовой цене. Здесь просто учитывается разница в издержках при различных видах кассовых операций.

Для того, что бы фирма - монополист смогла осуществлять ценовую дискриминацию, рынок должен отвечать двум условиям:

Во - первых: покупатели в силу невозможности или неудобств не могут перепродавать купленную продукцию.

Во - вторых: продавец должен быть в состоянии разделять покупателей на группы, исходя из учёта эластичности спроса на товары. После этого тем покупателям, спрос которых обладает высокой не эластичностью, будет предложена высокая цена, а тем, чей спрос эластичен - более низкая.

Обсуждение проблемы условий дискриминации проводится обычно в контексте теории монополии, однако это - не единственная рыночная структура, в которой встречается такое явление. Любая фирма, способная назначить цену на свою продукцию, если она в состоянии разделить потенциальных покупателей в зависимости от эластичности предъявляемого ими спроса, а эти последние в принципе лишены возможности перепродавать свою продукцию, рано или поздно сталкиваются с искушением воспользоваться стратегией ценовой дискриминации. Электростанция, назначающая разные цены для населения и для промышленных предприятий, представляет собой монополию, осуществляющей ценовую дискриминацию. Авиационная компания, берущая с туристов и бизнесменов различную плату за билеты, делает то же самое. Наконец, ресторан, обслуживающий отдельных клиентов по ценам со скидкой, поступает аналогично.

Ценовую дискриминация часто считают несправедливостью. Многие люди испытывают раздражение, узнав, например, что человек, сидящий впереди них в самолёте, заплатил за билет меньше, чем они. Законы, запрещающие некоторые виды ценовой дискриминации, были приняты на самых разных законодательных уровнях - от федерального до местных. Наиболее известны из них закон Робинсона - Патмэна.

На примере университетских студенческих стипендий можно тем не менее убедится, что ценовая дискриминация в некоторых случаях приносит не только вред, но и пользу. Так, многие студенты из числа тех, кто не может платить за обучение, всё - таки посещают колледж. Ценовая дискриминация позволяет студентам покупать билеты на самолёт, если эти билеты не были приобретены бизнесменами, не желающими ехать по делам в субботу или воскресенье. Все эти примеры показывают, что ценовая дискриминация имеет и положительные стороны, что нередко, и она способствует достижению большей справедливости. В силу этих причин экономисты относятся к ценовой дискриминации более терпимо, нежели остальная публика, для которой упомянутая дискриминация всегда будет объектом критики.

Чистая монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем данной продукции, не имеющей аналогов. Монополист полностью контролирует её цену и объём выпуска.

Причиной монополии является: (а) эффект масштаба; (б) законодательные препятствия для вступления новых фирм в отрасль, патенты и лицензии; (в) нечестное поведение и др.

Кривая спроса на продукцию фирмы - монополиста наклонная и совпадает с кривой рыночного спроса. Издержки и рыночный спрос являются ограничителями, которые не позволяют монополисту устанавливать произвольно высокую цену на свою продукцию. Максимизируя прибыль, он определяет цену и объём производства, исходя из равенства предельного дохода и предельных издержек. Поскольку кривая предельного дохода монополиста лежит ниже кривой спроса, он будет продавать по более высокой цене и производить в меньшем объёме по сравнению с условиями совершенной конкуренции.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Кластеризация как основное направление развития конкурентной среды транспортной инфраструктуры и лесозаготовительного комплекса
Актуальность темы исследования. Лесозаготовительная промышленность является основой лесопромышленного комплекса (ЛПК): именно данная отрасль обеспечивает ресурсами все остальные отрасли лесной промышленности. Причем сырьевая база российского ЛПК не менее богата, чем у признанных на сегодняшний день лидеров российской экономики - нефтегазовой и металлургической промышленности. Россия является мировым лидером ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.