Конкуренция как механизм и источник развития экономики

Конкуренция как механизм и источник развития экономики

Динамика спроса и предложения, а также поведение продавцов и покупателей, определяется типом конкурентной ситуации на рынке, в зависимости от которой формы кривых спроса и предложения могут значительно изменяться.

Экономисты различают 4 довольно несхожие рыночные ситуации: чистую конкуренцию, чистую монополию, монополистическую конкуренцию и олигополию. Данные четыре модели рынка заметно отличаются по количеству фирм в отрасли, независимо от того, является ли продукция стандартной или дифференцированной и каковы барьеры на входе в отрасль.

На совершенно конкурентном рынке фирмы-продавцы не могут влиять на определение цены, которые неизменны при изменении объема предложения.

Совершенные конкуренты называются поэтому "получателями цены". Кривая спроса совершенно конкурентной фирмы совпадает с кривой предельного и среднего дохода.

Выбор оптимального объема производства совершенно конкурентной фирмы, максимизирующей прибыль, определяется в 2 этапа: определяется оптимальный объем производства; фирма решает, производить ли вообще. Оптимальный объем производства определяется точкой пересечения кривых предельных издержек (MC) и предельного (совпадающей с кривой среднего) дохода. Абсциссе этой точки на координатной плоскости (Q0) соответствует минимум функции средних издержек (АС). Решение о производстве или выходе фирмы из отрасли основывается на сравнении величин средних издержек на единицу выпуска при оптимальном объеме производства (AC (Q0)) и уровне рыночной цены. В случае, если средние издержки (себестоимость продукции) ниже уровня цены (P), фирме имеет смысл производить и она получит прибыль, равную площади заштрихованной фигуры на приведенном слайде 23. В случае, если цена ниже уровня средних издержек фирмы, возможны два варианта. Если такая ситуация имеет место только в краткосрочном периоде и имеется перспектива изменения положения в пользу фирмы в долгосрочном масштабе, имеется целесообразность сохранить производство, применяя стратегию сокращения издержек, либо минимизируя объем производства до момента изменения ситуации в отрасли. В случае, когда имеет место долгосрочное превышение средних издержек над ценой, фирма имеет только одну перспективу прекращения производства и выхода из отрасли.

Монополия - тип рыночной структуры, когда в отрасли действует только один производитель и много покупателей (слайд 24). Основные черты монополии:

. На рынке действует только один продавец (фирма), поэтому поведение монополиста эквивалентно поведению отрасли в целом.

. Монополист производит уникальный продукт, не имеющий заменителей.

. Монополист воздействует на рыночную цену, то есть кривая спроса монополиста имеет отрицательный наклон. При этом кривая спроса и среднего дохода (D=AR) проходит выше уровня кривой предельного дохода монополиста (MC).

. Вступление в отрасль и выход из нее заблокирован. То есть существуют юридические, экономические и технологические барьеры к вступлению в отрасль.

. Информация распределена ассиметрично.

Монополист действует только с эластичным участком кривой спроса, избегая нежелательного для него неэластичного участка.

Выбор в краткосрочном периоде оптимального объема производства, максимизирующего прибыль, также как и в условиях совершенной конкуренции производится в 2 этапа. На первом монополист выбирает оптимальный объем производства (Q0), как точку пересечения кривых предельных издержек и предельного дохода (MC = MR). Если P > AC, то производить следует обязательно, так как монополист получает положительную экономическую прибыль, равную Profit = (P0 - AC0) *Q0.

Если AC > P, тогда перед фирмой стоит задача минимизации издержек, но только в краткосрочном периоде. В долгосрочном периоде задача сокращения издержек стоять не может, так как долгосрочное превышение средних издержек цены ведет только к выходы из отрасли и прекращению производства.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Коммерческое ценообразование
Цена в условиях рыночной экономики - важнейший экономический параметр, характеризующий деятельность предприятия. Ценообразование в общественном питании имеет свои особенности, связанные со спецификой хозяйственной деятельности предприятия. В отличие от предприятий розничной торговли, которые для покрытия расходов от реализации товаров включают торговую надбавку в розничные цены, предприятия общественного питания ...

Закупки и расчет параметров процессов выполнения заказа
Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы полуфабрикаты - все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используется продукция, уже готовая к потреблению, иными словами, товары народно ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.