Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого бизнеса и предпринимательства

Из вышесказанного определения бизнес-деятельности мы можем сделать следующий вывод: необходимо первоначально изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а после этого за счёт полученной от общества «денежной премии» компенсировать понесённые затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные позиции предприятия. Стратегической целью бизнеса является максимизация экономического эффекта (доход, прибыль), а тактической целью сохранение выгодной позиции на рынке.

Необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики. [8, с.11]

В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространённоеопределение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники-менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений»

Малый бизнес в экономике любой страны выполняет ряд важных функций. Однако взгляд на эти функции двоякий. С одной стороны они характеризуют его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. С этой стороны предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые учёные считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. [3, с.155]

Рассмотрим функции малого бизнеса и их характеристики (см. приложение А).

Многие учёные, такие как Шумпетер и Друкер выделяют творческо-поисковую функцию как главную и основополагающую. Само понятие предпринимательство в их работах как бы отождествляется с понятиями инновация и нововведение, то есть подчёркивается то, что предпринимательской является только та деятельность, которая создаёт нечто новое (будь то новый товар или рынок сбыта).

Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наёмных работников. [9, с.138]

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Закупки и расчет параметров процессов выполнения заказа
Любое предприятие, производственное или торговое, имеет службу (отдел закупок или службу снабжения), осуществляющую закупку, доставку и временное хранение предметов труда. Для производственных предприятий это сырье, материалы полуфабрикаты - все то, что необходимо для выполнения заказа на данном предприятии. В торговом производстве используется продукция, уже готовая к потреблению, иными словами, товары народно ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.