Сущность и содержание понятия «малый бизнес», дилемма малого бизнеса и
предпринимательства
Из вышесказанного определения бизнес-деятельности мы можем сделать следующий вывод: необходимо первоначально изучить общественные потребности, получить от общества соответствующий заказ на их удовлетворение, произвести продукт и реально удовлетворить общественную потребность, а после этого за счёт полученной от общества «денежной премии» компенсировать понесённые затраты и использовать часть средств для удовлетворения собственных потребностей. Бизнес-деятельность предполагает не только стремление присвоить максимум дохода, но и сохранить рыночные позиции предприятия. Стратегической целью бизнеса является максимизация экономического эффекта (доход, прибыль), а тактической целью сохранение выгодной позиции на рынке.
Необходимо чётко представлять первостепенную роль малого бизнеса в ситуации перехода в рыночную экономику. Феномен малого бизнеса необходимо чётко и тщательно исследовать. Это поможет ясно видеть текущую экономическую ситуацию в республике, а также предполагать возможные пути развития национальной экономики. [8, с.11]
В западных странах не разработан единый критерий, согласно которому те или иные предприятия относятся к категории малых предприятий. Существуют интеллектуальные определения. Одно из них довольно распространённоеопределение, данное в докладе комитета британского парламента по исследованию малых фирм (так называемый комитет Болтона) в 1971 году: «…малой является фирма, которая, во-первых, имеет относительно небольшую долю рынка своей продукции, во-вторых, управляется собственниками, в-третьих, независимая в смысле, что не является частью более крупного предприятия и собственники-менеджеры свободны от контроля извне при принятии принципиальных решений»
Малый бизнес в экономике любой страны выполняет ряд важных функций. Однако взгляд на эти функции двоякий. С одной стороны они характеризуют его влияние на хозяйственную среду и вызываемые им последствия. С этой стороны предпринимательство выполняет следующие функции: общеэкономическую, творческо-поисковую (инновационную), ресурсную, социальную, организаторскую. Некоторые учёные считают, что предпринимательству свойственна и политическая функция, которую осуществляют, как правило, ассоциации (союзы) предпринимателей. [3, с.155]
Рассмотрим функции малого бизнеса и их характеристики (см. приложение А).
Многие учёные, такие как Шумпетер и Друкер выделяют творческо-поисковую функцию как главную и основополагающую. Само понятие предпринимательство в их работах как бы отождествляется с понятиями инновация и нововведение, то есть подчёркивается то, что предпринимательской является только та деятельность, которая создаёт нечто новое (будь то новый товар или рынок сбыта).
Чем эффективнее функционируют предпринимательские организации, тем существеннее поступления их средств в бюджеты различных уровней и в государственные внебюджетные социальные фонды. В то же время развитие предпринимательства обеспечивает рост числа рабочих мест, сокращение уровня безработицы, повышение уровня социального положения наёмных работников. [9, с.138]
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ предприятия (на примере ОАО ТДСК)
Объектом исследования данной курсовой работы выступает
открытое акционерное общество «Тюменская Домостроительная Компания», основанная
в 1964 году, и, на сегодняшний день, являющаяся лидером по введению жилой
площади в городе Тюмень.
В годы основания производственная мощность организации составляла 25
тыс. жилья
в год. Первыми объектами стали жилые дома серии 464-07 в пятиэтажном
исполнении.
С каждым г ...
Западно-Сибирский район
Предмет экономической географии представляет
собой изучение размещения производительных сил и социально экономического
регионального развития, размещения отраслей экономики, важнейших природно-экономических,
демографических, экологических особенностей регионов, а также межрегиональных,
внутрирегиональных и межгосударственных экономических связей.
В условиях становления и развития рыночных
отношений для научно ...