Зарубежный опыт поддержки малого бизнеса

Малые предприятия сегодня стали неотъемлемой частью экономик большинства промышленно развитых государств. За рубежом на их долю приходится 63-67 % ВВП и свыше 70 % работающего населения, в США - 50-52 и 54 %, в Японии - 52-55 и 78 % соответственно.

При этом каждое государство выработало свои собственные подходы и критерии определения субъектов малого бизнеса. Главное, что лежало в их основе, - обеспечение со стороны государства выгодности функционирования малых хозяйственных структур в условиях динамичной внешней среды. Как правило, в качестве критериев отнесения субъектов предпринимательской деятельности к числу малых используются такие показатели, как численность наёмных работников, размер уставного капитала, активов, объём оборота (прибыли, дохода). В разных странах применяются различные комбинации данных показателей (обычно не менее двух). [12, с. 55]

В зарубежных странах в 2003 г. были приняты следующие стандартные критерии для малых и средних предприятий, пользующихся государственной поддержкой:

• средние предприятия - до 250 человек работающих, годовой оборот до 4 млн. евро, баланс - до 27 млн. евро;

• малые предприятия - до 50 работников, годовой оборот - до 7 млн. евро, баланс - до 5 млн. евро;

• микропредприятия - до 10 человек работающих. [2, с.122]

Данные, характеризующие состав и сравнительное положение предприятий в середине 90-х гг. XX в., приведены в таблице (см. приложение К).

Как следует из данных таблицы, за рубежом предприятия с численностью менее 10 служащих обеспечивают занятость работоспособного населения на уровне 37 %. Значительное их количество (до 50 % общей численности) не имеют служащих вовсе, предоставляя работу только предпринимателям-владельцам и, возможно, некоторым членам их семей. Поле деятельности этих предприятий - строительство, торговля, гостиничные и другие бизнес-услуги. В торговле и услугах занято более 70 % работающих на этих предприятиях. В целом они обеспечивают четверть совокупного оборота зарубежных стран.

Около 1 млн. малых предприятий (10-49 человек работающих) предоставляют около 19 млн. рабочих мест (11 % общего количества занятых).

В среднем на одном предприятии этого класса работает 20 человек. Более половины всех работающих на малых предприятиях (55 %) также заняты в торговле и услугах. Остальные 45 % работают в строительстве и различных отраслях промышленности. Предприятия данной группы обеспечивают около 25 % общего оборота сообщества.

Средние предприятия, на которых работает от 50 до 249 работников, составляют около 1 % общего числа хозяйствующих субъектов Западной Европы (около 11 % всех задействованных в экономике) и дают пятую часть общего оборота. Средний размер предприятия данного класса - 100 человек.

Крупные предприятия (55 тыс. субъектов) предоставляют 55 млн. рабочих мест. Их общее количество - 0,2 % числа всех предприятий Западной Европы. [26, с.34]

В среднем на крупных предприятиях заняты 1000 работников. Они доминируют в капиталоёмкой промышленности и в таких «крупных» услугах, как транспорт, банковская деятельность, страхование.

Рассмотрим средний размер зарубежных предприятий (см. приложение Л).

При этом следует иметь в виду, что сектор малого предпринимательства в любой стране, несмотря на свою многочисленность, является весьма динамичным, подверженным постоянному обновлению вследствие массовых банкротств. Так, из вновь организуемых малых предприятий через год остаётся около 50 %, через 3 года - 7-8, через 5 лет - не более 3 %. Но, тем не менее, общее число малых предприятий в развитых странах мира, как правило, растёт или остаётся неизменным именно благодаря искусству государственного управления.

Изменение государственной политики в отношении малого бизнеса в зарубежных странах была вызвана глубинными экономическими процессами как внутри самих стран, так и на глобальном уровне. [2, с. 66]

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.