Объект микроэкономики. Проблема выбора как главный объект микроэкономического анализа

Объект микроэкономики - экономическая деятельность людей и возникающие при этом общие экономические проблемы, решаемые в соответствии с существующими институтами и их системами.

В микроэкономике особенное значение имеет изучение следующих вопросов:

) экономическое поведение людей, закрепляемое в адекватных институтах и общественных структурах. Как ключевые институты выступают рынок, собственность и государство;

) принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

) проблема выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов;

) она затрагивает вопрос редкости благ и их ограниченности.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики состоит в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов заставляет делать выбор с целью решения следующих вопросов:

. Что производить и в каком объеме.

У производителя всегда есть возможность альтернативного производства. Для выбора приемлемого варианта производства необходимо изучить потребности потребителя, удовлетворение которых и есть конечная цель любого производства.

. Каким образом производить выбранные виды благ.

Производитель должен решить, какие ресурсы и в каком количестве привлекать в производственный процесс. Исследуя теорию производства, микроэкономика помогает выяснить механизм распределения ресурсов между предприятиями и отраслями производства.

. Для кого производить, кто получит произведенную продукцию.

. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Последние два вопроса связаны с изучением доходов и их распределением на текущее и перспективное потребление. Ресурсы могут быть использованы для неотложного потребления или часть ресурсов может быть использована для обеспечения потребления в будущем. Должно быть принято решение, какую часть дохода сохранить для финансирования капиталовложений в экономику, для увеличения производственных мощностей, для накопления сбережений в семье.

Таким образом, главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики. Известно, что в экономике проблема выбора возникает прежде всего из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования экономической свободы у субъектов экономики.

Прежде всего, возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться - все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое с ...

Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Сбыт готовой продукции - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее в ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.