Объект микроэкономики. Проблема выбора как главный объект микроэкономического анализа

Объект микроэкономики - экономическая деятельность людей и возникающие при этом общие экономические проблемы, решаемые в соответствии с существующими институтами и их системами.

В микроэкономике особенное значение имеет изучение следующих вопросов:

) экономическое поведение людей, закрепляемое в адекватных институтах и общественных структурах. Как ключевые институты выступают рынок, собственность и государство;

) принятие экономическими субъектами решений и реализация ими соответствующих экономических действий;

) проблема выбора одного из альтернативных вариантов использования ресурсов;

) она затрагивает вопрос редкости благ и их ограниченности.

Главная задача экономических субъектов микроэкономики состоит в том, чтобы осуществить экономический выбор, обусловленный ограниченностью ресурсов. В любом обществе ограниченность ресурсов заставляет делать выбор с целью решения следующих вопросов:

. Что производить и в каком объеме.

У производителя всегда есть возможность альтернативного производства. Для выбора приемлемого варианта производства необходимо изучить потребности потребителя, удовлетворение которых и есть конечная цель любого производства.

. Каким образом производить выбранные виды благ.

Производитель должен решить, какие ресурсы и в каком количестве привлекать в производственный процесс. Исследуя теорию производства, микроэкономика помогает выяснить механизм распределения ресурсов между предприятиями и отраслями производства.

. Для кого производить, кто получит произведенную продукцию.

. Какой объем ресурсов использовать для текущего потребления и какой - для будущего.

Последние два вопроса связаны с изучением доходов и их распределением на текущее и перспективное потребление. Ресурсы могут быть использованы для неотложного потребления или часть ресурсов может быть использована для обеспечения потребления в будущем. Должно быть принято решение, какую часть дохода сохранить для финансирования капиталовложений в экономику, для увеличения производственных мощностей, для накопления сбережений в семье.

Таким образом, главной проблемой, которой занимается микроэкономика, является проблема выбора в условиях рыночной экономики. Перед ней стоят все субъекты экономики. Известно, что в экономике проблема выбора возникает прежде всего из-за ограниченности ресурсов и безграничности потребностей. В рыночной экономике она становится очень сложной и емкой по своему содержанию уже в силу существования экономической свободы у субъектов экономики.

Прежде всего, возникает проблема выбора целей экономической деятельности, которые у разных субъектов экономики могут быть разные. Но если говорить о целях товаропроизводителей, то микроэкономика сводит их к максимизации прибыли. Когда же товаропроизводитель становится продавцом, то его цель заключается в максимизации получаемого от продажи товара дохода. Целью покупателя считается максимизация приобретаемой полезности, а целью потребителя - максимальное удовлетворение потребностей при данных расходах на приобретение товарных благ.

Отмеченные цели различных субъектов микроэкономики могут быть достигнуты различными путями. Так, получение прибыли возможно в результате производства и продажи самых разных товаров. Значит, перед производителем стоит проблема выбора выгодного товара. Как делается такой выбор, какими правилами при этом надо руководствоваться - все это объясняет микроэкономика. Объясняет эта наука и поведение потребителей при выборе товарных благ с целью максимизации степени удовлетворения своих потребностей.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие, процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...

Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты. Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом через сеть розничных турагентств. Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров и напрямую заключает с н ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.