Микроэкономика и основные понятия

Микроэкономика - наука, изучающая взаимодействие экономических агентов в ходе их производственной, распределительной, потребительской и обменной деятельности. Микроэкономика занимается исследованием следующих основных направлений:

1. Проблема потребителя - почему агенты выбирают именно такие наборы благ (как правило, для конечного потребления). Круті привітання на весіллям українською мовою у віршах

2. Проблема производителя - как и почему агенты-производители выбирают именно такие наборы факторов производства и структуры выпуска.

. Рыночное равновесие и структура рынка.

. Общее равновесие - как и почему формируются цены на товары и услуги, как происходит обмен при различных предположениях; когда рынок экономически эффективен.

. Асимметрия информации - как и почему несовпадение информационных множеств экономических агентов может привести к экономической неэффективности.

. Внешние эффекты (экстерналии) - как и почему возможность своим выбором косвенно повлиять на решения других

. Общественные блага - как и почему существование некоторых типов экономических благ может привести к экономической неэффективности.

Базовые понятия микроэкономики:

Экономические потребности - внутренние мотивы, побуждающие к экономической деятельности. Первичные - удовлетворяют жизненно-важные потребности человека (сон, еда, одежда). Первичные потребности не могут быть заменены одна другой. Вторичные - все остальные потребности (досуг и т. д.)

Экономические блага - средства удовлетворения экономических потребностей (вещи, услуги). Среди экономических благ необходимо выделить взаимозаменяемые - субституты (чай, кофе, поезд или самолёт), взаимодополняемые - комплементарные товары (бумага - ручка, авто - бензин). Экономические блага делят на - настоящие и будущие, прямые (потребительские) и косвенные (производственные). Долговременные - многоразовые. Недолговременные - исчезающие в результате разового потребления.

Экономический выбор - выбор наилучшего из альтернативных вариантов, который обеспечивает макс. удовлетворение потребностей при данных затратах.

Цена - денежное выражение стоимости товара; экономическая категория, служащая для косвенного измерения величины затраченного на производство товаров общественно необходимого рабочего времени.

Общая полезность есть совокупное удовлетворение, получаемое в результате потребления данного количества товара или услуг за данное время. С ростом количества блага, которым располагает потребитель, растет общая полезность, но при этом темп увеличения общей полезности замедляется. Изменение общей полезности отражается в показателе предельной полезности. Предельная полезность - это дополнительная полезность, получаемая от потребления одной дополнительной единицы данного блага за единицу времени. Кривая предельной полезности показывает, что полезность потребляемых одна за другой частей блага постепенно убывает, поскольку растет степень удовлетворения потребителей. Если предельная полезность равна нулю, следовательно, данное благо существует в количестве, которое может полностью удовлетворить данную потребность.

Важную роль в микроэкономике играет анализ спроса и предложения, отвечающий на ряд вопросов: на какие товары вырастет спрос, если будет повышена заработная плата определённой группе работников; как будут реализованы товары, если вырастут цены? Экономисты выбрали спрос и предложение в качестве характеристики, взаимосвязи цены, товаров, дохода и др. При изменении цены товара происходит два типа изменений:

1. Изменение цены одного товара меняет средний уровень цен всех товаров, что изменяет реальный доход потребителя и заставляет его снизить уровень всех покупок, в том числе и покупок данного товара.

2. Изменение цены данного товара заставляет покупателя менять структуру покупок, уменьшать объём покупок данного товара и увеличить покупки других товаров.

Публикации по экономике >>>

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...

Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее 31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь (далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3 "Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм ПУ-3. ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.