Монетаризм в экономической политике

Монетарное регулирование в узком смысле означает ограничение государством свободы или уменьшение неопределенности действий участников валютных и денежно-кредитных отношений для достижения своих целей и защиты своих интересов1. В этом определении не учитываются, например, такие меры государства по поддержанию валютного курса в целевом диапазоне, как валютные интервенции. Ведь они, равно как и операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами, не предполагают установление для хозяйствующих субъектов каких-либо ограничений. Хотя все конкретные сделки купли-Продажи иностранной валюты осуществляются добровольно, ЦБ при проведении валютных интервенций значительно ограничивает свободу выбора стратегий поведения для валютных спекулянтов. Поскольку текущие изменения валютного курса становятся незначительными, зарабатывать деньги, манипулируя рынком в целях повышения и понижения валютного курса, становится затруднительным. Обладая большими международными резервами, ЦБ способен разорить таких «быков» или «медведей», противодействуя их усилиям.

Точно так же, осуществляя операции по рефинансированию банков или абсорбированию их избыточной ликвидности, ЦБ стабилизирует уровень процентных ставок денежного рынка, хотя банки привлекают рефииансовые кредиты ЦБ или размещают средства на депозитные счета в ЦБ добровольно.

Поэтому автору представляется более адекватным широкое определение монетарного регулирования как элемента системы государственного регулирования экономики. При таком определении понятие «монетарное регулирование» и его отличие от понятия «монетарная политика» становится для многих авторов несущественным. Однако, по меньшей мере, в области межгосударственных валютных отношений монетарная политика и монетарное регулирование не совпадают. Например, производя валютные интервенции, государство защищает свои интересы в отношениях с иностранными государствами, не являющимися, с международно-правовой точки зрения, объектами регулирования с его стороны. Так, правительство Японии систематически проводит валютные интервенции с целью понижения курса иены относительно доллара США.

Кроме того, осуществление монетарного регулирования предполагает установление обязательных для экономических агентов правил и действия органов государственного управления (далее - госуправления) по их применению (например исполнению норм законодательства). Если эти правила и действия не затрагивают существенно интересов государства, то такие правила и действия не относятся к монетарной политике. Другими словами, политика - это прежде всего принятие решений органами госуправления, выбор тех или иных целей и средств их достижения, изменение «правил игры» для экономических субъектов. Монетарная политика предполагает определение ее целей и системы интересов всех «участников игры», включая правительства государств, заинтересованных в «долларизации» и «евроизации» мировой экономики. Чиновники, выполняющие рутинные функции по применению законов, осуществляют регулирование, но не проводят политику.

Таким образом, главное отличие монетарной политики от монетарного регулирования - то, что первая всегда включает определение целей и выбор средств их достижения в зависимости от системы интересов участников политической системы (в том числе - геополитической). Регулирование же может быть ограничено применением системы уже существующих правил, возможно, весьма многочисленных и весьма затратных при исполнении как для экономических агентов, так и для органов госуправления. Монетарное регулирование, включающее денежно-кредитное регулирование, валютное регулирование и валютный контроль, затрагивает интересы практически всех граждан и организаций, так же, как и монетарная политика. Поэтому во взаимоотношениях государства и экономических агентов разграничить эти два понятия иногда просто невозможно, да и не имеет смысла.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются с помощью количественных методом. Основным в изуч ...

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.