Основные направления развития антимонопольного регулирования в РФ и РТ

Следует указать следующие существенные новеллы, касающиеся антимонопольного контроля:

. Исключение предварительного согласования каждого приобретения голосующих акций (долей) за пределами установленного 20%-ного порога.

. Изменение контроля при приобретении акций (долей) в уставном капитале коммерческих организаций путем согласования норм закона о конкуренции с законами о хозяйственных обществах, а также посредством исключения из сферы антимонопольного контроля случаев приобретения незначительных пакетов акций (долей), не приводящих к перераспределению влияния между участниками хозяйственного общества. Контроль над приобретением акций осуществляется лишь в случае, когда приобретение может вести к горизонтальному или вертикальному ограничению конкуренции.

. Введение двухступенчатой схемы рассмотрения заявлений, как для предварительных согласований, так и для уведомлений для селекции на первом этапе сделок, не оказывающих существенного влияния на конкуренцию.

. Установление нормы, согласно которой хозяйствующие субъекты вправе самостоятельно проводить анализ рынка, оценивать положительный эффект от сделки. В необходимых случаях они могут предоставлять антимонопольным органам предложения по модификации сделки (структурные и поведенческие меры) с доказательством того, что предлагаемые меры, однажды примененные, способны восстановить условия конкуренции, нарушенные в результате совершения сделки либо иных действий.

. Введение законодательного закрепления обязанности хозяйствующего субъекта раскрывать (декларировать) определенную законом информацию, в том числе о реальных выгод приобретателя (бенефициариях), об участвующих в сделках оффшорных компаниях. Предварительный контроль осуществляется до совершения сделки или проведения реорганизации и заключается в рассмотрении антимонопольными органами ходатайств хозяйствующих субъектов о даче согласия на ее совершение. Наряду с предварительным осуществляется последующий контроль, который заключается в рассмотрении уведомлений об уже совершенных сделках, о проведенной реорганизации. Несомненно, при осуществлении государственного контроля действия и решения антимонопольных органов будут иметь наибольший эффект, если предварительно будет проведен комплексный экономический анализ. Предметом такого анализа должны являться, главным образом, рыночные доли хозяйствующих субъектов, образованные в результате слияния (присоединения), значимость которых определяется контекстом уровня фактической и потенциальной конкуренции на данном рынке.

Модифицированное законодательство, как представляется, будет более эффективным по сравнению с предшествующим. Вместе с тем процессы концентрации остаются актуальной угрозой для конкуренции. Данные, подготовленные Росстатом по запросу ФАС России в первом квартале 2009 года, иллюстрируют в динамике рост доли крупнейших российских компаний в отношении к ВВП страны. Росстатом было рассчитано количество организаций (юридических лиц), которые суммарно имеют долю добавленной стоимости в ВВП страны в 10%, 20%, 30%, 40% и 50% ВВП. При этом отношения между юридическими лицами, позволяющие отнести их к одной группе лиц не учитывались (т.е. дочерние компании крупнейших российских организаций рассматривались как самостоятельные хозяйствующие субъекты) [20, с.88].

Приведенные данные демонстрируют тенденцию ускоренного роста концентрации производства добавленной стоимости в постоянно сокращающемся круге крупнейших компаний. Макроэкономические показатели, соотносящие объемы продаж, чистую прибыль и рыночную капитализацию крупнейших компаний с ВВП страны в Российской Федерации, существенно выше, чем за рубежом.

В число крупнейших компаний входят (по данным рейтинга «Эксперт РА»): РАО ЕЭС России, Газпром, ЛУКойл, Сургутнефтегаз, Росуголь, Роснефть, Норильский Никель, АвтоВАЗ, ТНК, Сибнефть, Башнефтехим, Татнефть, Башкирская топливная компания, Русал, Славнефть, РЖД, ТНК-ВР, Сбербанк, Северсталь.

Данные о динамике концентрации в российской экономике за рассматриваемый период подтверждаются статистикой слияний и присоединений. Согласно данным ФАС России за 2009 г. о распределении слияний и присоединений между отраслями экономики, на долю внутриотраслевых слияний и присоединений приходится около 40 процентов всех сделок и действий, подпадающих под государственный контроль за экономической концентрацией. Особенно велика доля внутриотраслевых слияний и присоединений в машиностроении (более 60%), пищевой промышленности (более 60%), электро- и теплоэнергетике (более 75%), связи (100%), что свидетельствует об усиливающейся концентрации в этих отраслях.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Инновационная экономика сущность и основные формы развития
Основной мировой тенденцией формирования современного типа устойчивого экономического роста в контексте постиндустриального общества является переход от сырьевой и индустриальной экономики к так называемой «инновационной экономике», базирующейся на интеллектуальных ресурсах, наукоемких и информационных технологиях, эффективном использовании и качественном совершенствовании всех факторов производства. Устойчивая ...

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.