Структурные сдвиги в новой экономике.

Вне государственного сектора особенно узкоспециализированными частными фирмами удовлетворяется стремительно растущий спрос государства на высокотехнологичные услуги - юридические, аудиторские, консультационные различного профиля, бухгалтерские, новые виды коммуникаций. Частные компании ведут разработку, внедрение и эксплуатацию информационных сетей и систем в государственных учреждениях. За полтора десятилетия, с 1979 г., доля контрактов правительства США на деловые услуги в общем числе заключенных им контрактов увеличилась с 25 до 31%, их число достигло 134 тыс., а удельный вес в расходах на контракты вырос с 25 до 31%. Постепенно власти разных уровней передают частным компаниям такие сугубо административные функции, как составление и анализ бюджетов, сбор налогов, охрана общественного порядка и даже содержание тюрем или управление ими. В Великобритании на аутсорсинговое обслуживание переданы информационные системы занимаются сбором федеральных налогов.

Сфера хозяйственной деятельности государства ограничивается и за счет контрактов на управление, концессионных соглашений, сдачи в аренду различного имущества, в том числе на условиях франчайз и т.п. В США, например, по контрактам с городскими властями местные университеты управляют системой школьных учреждений, частные фирмы - учреждениями стационарной психиатрической помощи, рекреационными зонами и парками, учреждениями дошкольного воспитания и т.д. Непрерывное совершенствование контрактного механизма, в частности больший упор на экономические параметры (цены, нормативы возмещения затрат, формы и сроки оплаты товаров и услуг, стандарты качества, санкции за нарушения), а также на конечные результаты повышает эффективность деятельности негосударственных структур. [8; с. 31].

2.

Расширение сферы действия рыночных механизмов.

Конкуренция утверждается в той или иной форме и степени в государственном секторе. Смягчая или нейтрализуя ряд изъянов государства, в первую очередь самый крупный из них - монополизм, она способствует более рациональному распределению ресурсов и снижению затрат на каждую программу и операцию при повышении их полезной отдачи. В то же время государство, опираясь на новые технологии и богатый организационный опыт, способно держать конкурентные силы под контролем, в не опасном для общества русле.

Прежде всего рыночные подходы утверждаются в сфере взаимодействия стуктур общественного (государственного) сектора с негосударственными. Это - рыночное тестирование при заключении контрактов, конкурентные торги или конкурсы.

Сегодня помимо контрактной системы затраты и результаты деятельности в государственных учреждениях все чаще сопоставляются с соответствующими показателями близких по профилю частных структур. Так в США удельные расходы частных фирм по экспресс-доставке почты в среднем в 4 раза ниже, чем в государственной почтовой службе.

Постепенно рыночные механизмы широко применяются в рамках общественного сектора экономики: одни учреждения приобретают услуги других, если это выгоднее, чем выполнять работу собственными силами. В США, например, одни муниципалитеты заключают договоры с другими на составление бюджетов, разработку проектов и программ, если их не удовлетворяет работа собственных подразделений; полиция одних районов обслуживает по контрактам соседние.

К примеру сказать, в сфере образования в целях активизации спроса и развертывания конкуренции родителям и учащимся предоставляется возможность выбора учебных заведений и курсов на базе исчерпывающей информации об учебном процессе и его результатах. Кроме того, важно поставить объемы финансирования учреждений в прямую зависимость от результатов их работы. Это получаеться успехи при финансировании образования в форме ваучеров, то есть письменных финансовых поручительств государства с правом свободного выбора их получателями учебных заведений. В этом случае конкуренция учреждений за средства учеников стимулирует повышение качества обучения и экономию ресурсов за счет их концентрации в более продуктивных стуктурах.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Публикации по экономике >>>

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция конкурентоспособность хозяйствующий На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкуренто ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.