Вызовы для макроэкономической и долговой политики Украины в условиях
волатильности внешнего окружения
Известно, что темпы развития украинской экономики и стабильность ее финансовой системы существенным образом зависят от внешнего окружения.
В 2012 г., вследствие замедления темпов развития мировой экономики и обострения финансовых проблем в еврозоне, в экономике Украины наблюдались следующие негативные тенденции и процессы:
) снижение темпов экономического роста в условиях падения мирового спроса на экспортируемую продукцию и неблагоприятной динамики цен на мировых товарных рынках (за 10 месяцев 2012 г. объем произведенной промышленной продукции уменьшился на 1,4% относительно аналогичного периода 2011 г.);
) формирование высокого дефицита текущего счета платежного баланса и нестабильность источников финансирования такого дефицита (за 10 месяцев дефицит текущего счета составлял 11,1 млрд. дол., увеличившись в 1,5 раза относительно января - октября 2011 г.);
) рост стоимости ресурсов международного рынка капиталов для Правительства и корпоративных заемщиков при наличии значительных потребностей в рефинансировании существующих долгов (спред «ЕМВІ+Украина» в начале декабря 2012 г. составлял 583 б. п., а средневзвешенная доходность корпоративных долговых обязательств на вторичном рынке - 9,5%; при этом за 2012 г. резиденты Украины должны были погасить кратко- и долгосрочных внешних обязательств на сумму 56,8 млрд. дол.);
) сокращение поступлений иностранного капитала в банковскую систему и стагнация внутреннего кредитования реальной экономики (за 10 месяцев расходы на погашение внешнего долга банков превысили суммы их внешних займов на 2 млрд. дол.; прирост внутренних кредитов банков нефинансовым корпорациям составил 4,5%, а сумма кредитов сроком свыше 1 года уменьшилась на 3,4%).
Несмотря на указанные негативные тенденции, Правительству и НБУ пока удается удерживать ситуацию под контролем. Но с учетом стагнации мирового спроса и вероятного обострения европейского долгового кризиса в экстренном порядке следует выстроить систему мер для противодействия влиянию внешних шоков и максимально полного использования внутренних ресурсов и резервов экономического развития. Важное место в системе таких мер занимает политика государственных заимствований и управления внешним совокупным долгом.
По данным МВФ, в странах с формирующимися рынками долг общего правительства по состоянию на конец 2011 г. в среднем составил 37,6% ВВП. Такой уровень почти отвечал объему государственного долга Украины - 36,5% ВВП. Однако в Украине не существует достоверного учета долга общего правительства с учетом всех уровней управления (включая местные долги и долги фондов социального страхования), а приведенное в таблице 1 значение долга общего правительства соответствует уровню долга центрального правительства. Поэтому долг общего правительства в Украине уже превысил средний показатель долга для стран с формирующимися рынками.
Тревожную картину дают также анализ структурных составляющих государственного и внешнего совокупного долга Украины, а также оценка их соотношений с макрофинансовыми показателями.
Как свидетельствуют данные таблицы 2, существенные угрозы для долговой устойчивости Украины порождены:
значительными объемами изъятия валютных ресурсов (28% экспортной выручки) на внешнедолговые выплаты всех секторов экономики;
величиной краткосрочных внешних обязательств резидентов Украины и погашения долгосрочного внешнего долга в течение года относительно уровня международных резервов Украины (185%);
Таблица 1. Долг сектора общего государственного управления (% ВВП)
Страны и группы стран |
Годы | ||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 |
2013 |
2014 | |
Страны с | |||||||||
формирующимися | |||||||||
рынками: | |||||||||
Аргентина…………………… |
76,5 |
67,1 |
58,5 |
58,7 |
49,1 |
44,2 |
43,3 |
41,9 |
41,6 |
Бразилия……………………… |
66,7 |
65,2 |
63,5 |
66,9 |
65,2 |
66,2 |
65,1 |
63,1 |
61,5 |
Болгария……………………… |
23,4 |
18,6 |
15,5 |
15,6 |
16,7 |
17,0 |
21,3 |
17,6 |
16,4 |
Чили…………………………… |
5,0 |
3,9 |
4,9 |
5,8 |
8,6 |
9,9 |
10,1 |
9,8 |
8,7 |
Китай…………………………. |
16,2 |
19,6 |
17,0 |
17,7 |
33,5 |
25,8 |
22,0 |
19,4 |
17,1 |
Колумбия……………………. |
36,8 |
32,7 |
30,8 |
35,9 |
36,1 |
34,7 |
32,3 |
32,3 |
31,4 |
Венгрия………………………. |
65,9 |
67,0 |
72,9 |
79,7 |
81,3 |
80,4 |
76,3 |
76,0 |
75,4 |
Индия…………………………. |
78,5 |
75,4 |
74,7 |
75,0 |
69,4 |
68,1 |
67,6 |
66,8 |
66,2 |
Индонезия…………………… |
39,0 |
35,1 |
33,2 |
28,6 |
27,4 |
25,0 |
23,2 |
21,1 |
19,2 |
Иордания……………………. |
76,3 |
73,8 |
60,3 |
64,5 |
66,8 |
69,8 |
71,9 |
71,5 |
70,7 |
Казахстан……………………. |
6,7 |
5,9 |
6,7 |
10,2 |
10,7 |
10,9 |
9,6 |
8,3 |
7,4 |
Кения…………………………. |
46,8 |
46,0 |
45,5 |
47,6 |
49,8 |
48,9 |
46,6 |
45,5 |
44,8 |
Латвия………………………… |
9,9 |
7,8 |
17,2 |
32,9 |
39,9 |
37,8 |
39,1 |
41,6 |
39,1 |
Литва…………………………. |
17,9 |
16,8 |
15,5 |
29,4 |
38,0 |
39,0 |
40,9 |
41,2 |
40,5 |
Малайзия……………………. |
43,2 |
42,7 |
42,8 |
55,4 |
52,9 |
52,6 |
53,1 |
54,0 |
54,8 |
Мексика……………………… |
38,4 |
37,8 |
43,1 |
44,6 |
42,9 |
43,8 |
42,9 |
42,9 |
43,0 |
Марокко……………………… |
59,4 |
54,6 |
48,2 |
48,0 |
51,3 |
54,4 |
56,0 |
57,4 |
58,0 |
Нигерия………………………. |
11,8 |
12,8 |
11,6 |
15,2 |
18,0 |
17,9 |
18,3 |
18,9 |
19,2 |
Пакистан……………………. |
57,5 |
54,9 |
59,6 |
60,7 |
61,5 |
60,1 |
61,7 |
60,1 |
58,3 |
Перу……………………………. |
33,1 |
30,4 |
25,2 |
28,4 |
24,6 |
21,6 |
20,7 |
19,8 |
19,2 |
Филиппины…………………. |
51,6 |
44,6 |
44,2 |
44,3 |
42,2 |
40,5 |
40,1 |
38,7 |
37,2 |
Польша………………………. |
47,7 |
45,0 |
47,1 |
50,9 |
54,9 |
55,4 |
55,7 |
55,2 |
53,9 |
Румыния……………………… |
12,6 |
12,7 |
13,6 |
23,8 |
31,2 |
33,0 |
34,2 |
33,0 |
31,6 |
Россия………………………… |
9,0 |
8,5 |
7,9 |
11,0 |
11,7 |
9,6 |
8,4 |
7,9 |
9,0 |
Саудовская Аравия……… |
27,3 |
18,5 |
13,2 |
15,9 |
9,9 |
7,5 |
5,9 |
5,2 |
4,6 |
Южная Африка…………… |
32,6 |
28,3 |
27,4 |
31,5 |
35,3 |
38,8 |
40,0 |
40,8 |
41,5 |
Таиланд………………………. |
42,0 |
38,3 |
37,3 |
45,2 |
42,6 |
41,7 |
44,4 |
46,3 |
49,0 |
Турция………………………… |
46,5 |
39,9 |
40,0 |
46,1 |
42,2 |
39,4 |
36,0 |
34,6 |
33,5 |
Украина………………………. |
14,8 |
12,3 |
20,5 |
35,4 |
40,1 |
36,5 |
35,9 |
33,2 |
31,9 |
В среднем…………………… |
61,6 |
59,8 |
62,3 |
69,1 |
73,9 |
74,0 |
74,1 |
73,8 |
73,0 |
Развитые страны…………. |
76,7 |
75,4 |
81,5 |
93,0 |
99,3 |
103,5 |
106,5 |
108,6 |
109,4 |
Страны с формирующи- | |||||||||
мися рынками……………. |
37,1 |
35,9 |
34,7 |
36,7 |
41,0 |
37,6 |
35,7 |
34,1 |
32,9 |
Страны еврозоны…………. |
68,6 |
66,4 |
70,2 |
79,9 |
85,7 |
88,1 |
90,0 |
91,0 |
90,8 |
«Большая семерка»……… |
85,5 |
84,7 |
91,8 |
105,0 |
112,1 |
116,8 |
120,2 |
122,8 |
124,0 |
«Большая двадцатка»…… |
65,0 |
63,5 |
66,0 |
72,8 |
77,9 |
77,7 |
77,5 |
77,1 |
76,2 |
Публикации по экономике >>>
Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В
конце XX
века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития,
основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных
отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства.
Хотя
с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что
предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а
ведь развитие предпринимат ...
Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение
максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою
производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают
от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают
неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они
неизбежно разоряются и прекращают свое с ...