Вызовы для макроэкономической и долговой политики Украины в условиях волатильности внешнего окружения

Известно, что темпы развития украинской экономики и стабильность ее финансовой системы существенным образом зависят от внешнего окружения.

В 2012 г., вследствие замедления темпов развития мировой экономики и обострения финансовых проблем в еврозоне, в экономике Украины наблюдались следующие негативные тенденции и процессы:

) снижение темпов экономического роста в условиях падения мирового спроса на экспортируемую продукцию и неблагоприятной динамики цен на мировых товарных рынках (за 10 месяцев 2012 г. объем произведенной промышленной продукции уменьшился на 1,4% относительно аналогичного периода 2011 г.);

) формирование высокого дефицита текущего счета платежного баланса и нестабильность источников финансирования такого дефицита (за 10 месяцев дефицит текущего счета составлял 11,1 млрд. дол., увеличившись в 1,5 раза относительно января - октября 2011 г.);

) рост стоимости ресурсов международного рынка капиталов для Правительства и корпоративных заемщиков при наличии значительных потребностей в рефинансировании существующих долгов (спред «ЕМВІ+Украина» в начале декабря 2012 г. составлял 583 б. п., а средневзвешенная доходность корпоративных долговых обязательств на вторичном рынке - 9,5%; при этом за 2012 г. резиденты Украины должны были погасить кратко- и долгосрочных внешних обязательств на сумму 56,8 млрд. дол.);

) сокращение поступлений иностранного капитала в банковскую систему и стагнация внутреннего кредитования реальной экономики (за 10 месяцев расходы на погашение внешнего долга банков превысили суммы их внешних займов на 2 млрд. дол.; прирост внутренних кредитов банков нефинансовым корпорациям составил 4,5%, а сумма кредитов сроком свыше 1 года уменьшилась на 3,4%).

Несмотря на указанные негативные тенденции, Правительству и НБУ пока удается удерживать ситуацию под контролем. Но с учетом стагнации мирового спроса и вероятного обострения европейского долгового кризиса в экстренном порядке следует выстроить систему мер для противодействия влиянию внешних шоков и максимально полного использования внутренних ресурсов и резервов экономического развития. Важное место в системе таких мер занимает политика государственных заимствований и управления внешним совокупным долгом.

По данным МВФ, в странах с формирующимися рынками долг общего правительства по состоянию на конец 2011 г. в среднем составил 37,6% ВВП. Такой уровень почти отвечал объему государственного долга Украины - 36,5% ВВП. Однако в Украине не существует достоверного учета долга общего правительства с учетом всех уровней управления (включая местные долги и долги фондов социального страхования), а приведенное в таблице 1 значение долга общего правительства соответствует уровню долга центрального правительства. Поэтому долг общего правительства в Украине уже превысил средний показатель долга для стран с формирующимися рынками.

Тревожную картину дают также анализ структурных составляющих государственного и внешнего совокупного долга Украины, а также оценка их соотношений с макрофинансовыми показателями.

Как свидетельствуют данные таблицы 2, существенные угрозы для долговой устойчивости Украины порождены:

значительными объемами изъятия валютных ресурсов (28% экспортной выручки) на внешнедолговые выплаты всех секторов экономики;

величиной краткосрочных внешних обязательств резидентов Украины и погашения долгосрочного внешнего долга в течение года относительно уровня международных резервов Украины (185%);

Таблица 1. Долг сектора общего государственного управления (% ВВП)

Страны и группы стран

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Страны с

формирующимися

рынками:

Аргентина……………………

76,5

67,1

58,5

58,7

49,1

44,2

43,3

41,9

41,6

Бразилия………………………

66,7

65,2

63,5

66,9

65,2

66,2

65,1

63,1

61,5

Болгария………………………

23,4

18,6

15,5

15,6

16,7

17,0

21,3

17,6

16,4

Чили……………………………

5,0

3,9

4,9

5,8

8,6

9,9

10,1

9,8

8,7

Китай………………………….

16,2

19,6

17,0

17,7

33,5

25,8

22,0

19,4

17,1

Колумбия…………………….

36,8

32,7

30,8

35,9

36,1

34,7

32,3

32,3

31,4

Венгрия……………………….

65,9

67,0

72,9

79,7

81,3

80,4

76,3

76,0

75,4

Индия………………………….

78,5

75,4

74,7

75,0

69,4

68,1

67,6

66,8

66,2

Индонезия……………………

39,0

35,1

33,2

28,6

27,4

25,0

23,2

21,1

19,2

Иордания…………………….

76,3

73,8

60,3

64,5

66,8

69,8

71,9

71,5

70,7

Казахстан…………………….

6,7

5,9

6,7

10,2

10,7

10,9

9,6

8,3

7,4

Кения………………………….

46,8

46,0

45,5

47,6

49,8

48,9

46,6

45,5

44,8

Латвия…………………………

9,9

7,8

17,2

32,9

39,9

37,8

39,1

41,6

39,1

Литва………………………….

17,9

16,8

15,5

29,4

38,0

39,0

40,9

41,2

40,5

Малайзия…………………….

43,2

42,7

42,8

55,4

52,9

52,6

53,1

54,0

54,8

Мексика………………………

38,4

37,8

43,1

44,6

42,9

43,8

42,9

42,9

43,0

Марокко………………………

59,4

54,6

48,2

48,0

51,3

54,4

56,0

57,4

58,0

Нигерия……………………….

11,8

12,8

11,6

15,2

18,0

17,9

18,3

18,9

19,2

Пакистан…………………….

57,5

54,9

59,6

60,7

61,5

60,1

61,7

60,1

58,3

Перу…………………………….

33,1

30,4

25,2

28,4

24,6

21,6

20,7

19,8

19,2

Филиппины………………….

51,6

44,6

44,2

44,3

42,2

40,5

40,1

38,7

37,2

Польша……………………….

47,7

45,0

47,1

50,9

54,9

55,4

55,7

55,2

53,9

Румыния………………………

12,6

12,7

13,6

23,8

31,2

33,0

34,2

33,0

31,6

Россия…………………………

9,0

8,5

7,9

11,0

11,7

9,6

8,4

7,9

9,0

Саудовская Аравия………

27,3

18,5

13,2

15,9

9,9

7,5

5,9

5,2

4,6

Южная Африка……………

32,6

28,3

27,4

31,5

35,3

38,8

40,0

40,8

41,5

Таиланд……………………….

42,0

38,3

37,3

45,2

42,6

41,7

44,4

46,3

49,0

Турция…………………………

46,5

39,9

40,0

46,1

42,2

39,4

36,0

34,6

33,5

Украина……………………….

14,8

12,3

20,5

35,4

40,1

36,5

35,9

33,2

31,9

В среднем……………………

61,6

59,8

62,3

69,1

73,9

74,0

74,1

73,8

73,0

Развитые страны………….

76,7

75,4

81,5

93,0

99,3

103,5

106,5

108,6

109,4

Страны с формирующи-

мися рынками…………….

37,1

35,9

34,7

36,7

41,0

37,6

35,7

34,1

32,9

Страны еврозоны………….

68,6

66,4

70,2

79,9

85,7

88,1

90,0

91,0

90,8

«Большая семерка»………

85,5

84,7

91,8

105,0

112,1

116,8

120,2

122,8

124,0

«Большая двадцатка»……

65,0

63,5

66,0

72,8

77,9

77,7

77,5

77,1

76,2

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников - заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) - налоговыми платежами. Большинство ис ...

Логистические процессы на предприятии
Эффективность функционирования производственного предприятия, оцениваемая в первую очередь затратностью происходящих в нем процессов, существенным образом зависит от организации продвижения материальных потоков (материалов, комплектующих по кооперации, полуфабрикатов и т.п.), а также от правильности решений по управлению этими потоками. Как следствие, процессы продвижения производственных потоков на них непрерыв ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.