Содействие развитию рынка гривневых заимствований Правительства и увеличение доли долга в национальной валюте в структуре государственного долга Украины по меньшей мере до 50%

Согласно данным Министерства финансов Украины, по состоянию на 31 октября 2012 г. в общей сумме государственного и гарантированного государством долга Украины (а это 493 млрд. грн.) на задолженность в национальной валюте приходилось 36% общей суммы долга, а на задолженность в иностранных валютах - 64%. В то же время в странах с низким и средним уровнями доходов, которые предоставляют отчетность МВФ, на конец 2009 г. доля внутреннего долга составляла 53,7%, соответственно, доля внешнего - 46,3%. К группе стран с наивысшей долей внутреннего государственного долга относились Бразилия (95,1%), Чехия (70%), Индия (96%), Казахстан (79,7%), Непал (100%), Сингапур (100%).

Деформации в структуре государственного долга Украины вызваны чрезмерным привлечением Правительством внешних и внутренних займов в иностранной валюте. Так, за январь - август 2012 г. в государственный бюджет Украины поступило 79,7 млрд. грн. от привлечения государственных займов, при этом на гривне-вые заимствования приходилось лишь 27,6 млрд. грн. То есть государственные займы в национальной валюте без привязки к обменному курсу составляли всего 34,7% общей суммы государственных займов и 52% внутренних государственных займов.

Государственные заимствования, которые в настоящее время в Украине проводятся преимущественно в иностранной валюте или с гарантиями сохранения валютного эквивалента займа, привели к критическому обострению проблемы валютных рисков государственного долга Украины.

Политика замещения внешних и внутренних валютных займов внутренними займами, деноминированными в гривне, уменьшит зависимость государственных финансов Украины от стремительных перетоков международных капиталов и резких изменений обменных курсов. Основными рычагами активизации внутреннего рынка ссудных капиталов в Украине должны стать совершенствование организационно-правовой базы функционирования рынка государственных ценных бумаг и повышение инвестиционной привлекательности внутренних долговых обязательств. Хотя государственные облигации должны размещаться преимущественно на рыночных условиях, при определенных условиях не стоит исключать возможность участия НБУ в первичных аукционах по размещению ОВГЗ. Такими условиями могут быть: потеря доступа к внешним рыночным займам, временное снижение рыночного спроса на ОВГЗ, пиковые выплаты по государственному долгу при невозможности привлечения рыночных займов по разумным ставкам.

С началом глобального финансово-экономического кризиса массовые выкупы центральными банками казначейских обязательств стали обычной мировой практикой. Так, ФРС США ежегодно покупает долговые обязательства Казначейства на сумму 400 млрд. дол. Сумма накопленных требований центрального банка к правительству достигла 19,4% ВВП в Японии, 18,4% ВВП в Соединенном Королевстве и 11,1% ВВП в США (по состоянию на начало 2012 г.). В то же время вложения в ОВГЗ Национального банка Украины по состоянию на начало октября равнялись 7,1% ВВП.

Возможность прямого кредитования центральным банком правительства и государственных корпораций (в том числе и путем выкупа долговых обязательств) предусмотрена законодательством Аргентины, Багамских островов, Бахрейна, Бангладеш, Барбадоса, Фиджи, Гаити, Иордании, Индии, Ирана, Кореи, Маврикия, Никарагуа, Пакистана, Йемена, Коста-Рики, Сербии, Южной Африки, Уганды. В некоторых странах максимальная сумма кредитов центрального банка правительству ограничивается объемом расходов бюджета (5% в Коста-Рике и 25% в Бахрейне), денежной базы (12% в Аргентине), капитала и резервов центрального банка (в Южной Африке).

Публикации по экономике >>>

Коммерческая деятельность предприятия
ИП Папанов успешно работает на рынке Дальнего Востока с 1995 года. Стремясь всегда находиться в курсе последних инженерных достижений в области водоснабжения, отопления и очистки воды, компания предлагает своим клиентам только лучшие, индивидуально подобранные товары. Целью данной практики являлось закрепление теоретических знаний, полученных в ходе обучения базовых экономических дисциплин, изучение организац ...

Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и технологию, а т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.