Содействие развитию рынка гривневых заимствований Правительства и увеличение доли долга в национальной валюте в структуре государственного долга Украины по меньшей мере до 50%

Согласно данным Министерства финансов Украины, по состоянию на 31 октября 2012 г. в общей сумме государственного и гарантированного государством долга Украины (а это 493 млрд. грн.) на задолженность в национальной валюте приходилось 36% общей суммы долга, а на задолженность в иностранных валютах - 64%. В то же время в странах с низким и средним уровнями доходов, которые предоставляют отчетность МВФ, на конец 2009 г. доля внутреннего долга составляла 53,7%, соответственно, доля внешнего - 46,3%. К группе стран с наивысшей долей внутреннего государственного долга относились Бразилия (95,1%), Чехия (70%), Индия (96%), Казахстан (79,7%), Непал (100%), Сингапур (100%).

Деформации в структуре государственного долга Украины вызваны чрезмерным привлечением Правительством внешних и внутренних займов в иностранной валюте. Так, за январь - август 2012 г. в государственный бюджет Украины поступило 79,7 млрд. грн. от привлечения государственных займов, при этом на гривне-вые заимствования приходилось лишь 27,6 млрд. грн. То есть государственные займы в национальной валюте без привязки к обменному курсу составляли всего 34,7% общей суммы государственных займов и 52% внутренних государственных займов.

Государственные заимствования, которые в настоящее время в Украине проводятся преимущественно в иностранной валюте или с гарантиями сохранения валютного эквивалента займа, привели к критическому обострению проблемы валютных рисков государственного долга Украины.

Политика замещения внешних и внутренних валютных займов внутренними займами, деноминированными в гривне, уменьшит зависимость государственных финансов Украины от стремительных перетоков международных капиталов и резких изменений обменных курсов. Основными рычагами активизации внутреннего рынка ссудных капиталов в Украине должны стать совершенствование организационно-правовой базы функционирования рынка государственных ценных бумаг и повышение инвестиционной привлекательности внутренних долговых обязательств. Хотя государственные облигации должны размещаться преимущественно на рыночных условиях, при определенных условиях не стоит исключать возможность участия НБУ в первичных аукционах по размещению ОВГЗ. Такими условиями могут быть: потеря доступа к внешним рыночным займам, временное снижение рыночного спроса на ОВГЗ, пиковые выплаты по государственному долгу при невозможности привлечения рыночных займов по разумным ставкам.

С началом глобального финансово-экономического кризиса массовые выкупы центральными банками казначейских обязательств стали обычной мировой практикой. Так, ФРС США ежегодно покупает долговые обязательства Казначейства на сумму 400 млрд. дол. Сумма накопленных требований центрального банка к правительству достигла 19,4% ВВП в Японии, 18,4% ВВП в Соединенном Королевстве и 11,1% ВВП в США (по состоянию на начало 2012 г.). В то же время вложения в ОВГЗ Национального банка Украины по состоянию на начало октября равнялись 7,1% ВВП.

Возможность прямого кредитования центральным банком правительства и государственных корпораций (в том числе и путем выкупа долговых обязательств) предусмотрена законодательством Аргентины, Багамских островов, Бахрейна, Бангладеш, Барбадоса, Фиджи, Гаити, Иордании, Индии, Ирана, Кореи, Маврикия, Никарагуа, Пакистана, Йемена, Коста-Рики, Сербии, Южной Африки, Уганды. В некоторых странах максимальная сумма кредитов центрального банка правительству ограничивается объемом расходов бюджета (5% в Коста-Рике и 25% в Бахрейне), денежной базы (12% в Аргентине), капитала и резервов центрального банка (в Южной Африке).

Публикации по экономике >>>

Контроль и управление оборотными средствами предприятия
рентабельность Каждое предприятие, осуществляющие хозяйственную деятельность, должно иметь оборотные активы, которые обеспечивают бесперебойный процесс производства и реализации продукции. Совершенствование системы формирования и использования оборотных активов на предприятии сегодня является одним из главных факторов повышения экономической эффективности производства на современном этапе развития отечественной ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Кемеровской дистанции гражданских сооружений Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО РЖД
финансовый прибыль основной фонд имущество Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - это изучение работы предприятия с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений, то есть определение перспектив развития предприятия. Экономический анализ - вид управленческой деятельности, к ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.