Связи между наукой и производством и взаимодействие науки и производства в
инновационном процессе
Прочные связи между наукой и производством необходимы для эффективного и ускоренного производства и распространения знаний, а также для обеспечения их использования в инновационных процессах. С этой целью применяются разнообразные стимулы, включая предоставление инноваторам временной монополии на коммерческое использование собственного изобретения, обеспечиваемой эффективными механизмами защиты прав интеллектуальной собственности.
Первоочередные задачи в области укрепления связи науки и производства включают реформирование действующих структурно-функциональных элементов НИС, развитие инновационной инфраструктуры, внедрение механизмов экономического стимулирования инновационной деятельности, развитие системы охраны и использования прав интеллектуальной собственности.
Разработка долгосрочных целевых научно-исследовательских программ призвана обеспечить эффективность расходования средств государства и других финансирующих сторон на всех стадиях инновационного проекта - от получения научных результатов до производства наукоемкой продукции.
Научно-исследовательская деятельность и технологические разработки проводятся в рамках 11 Государственных целевых комплексных программ научно-технической деятельности, объединяющих государственные научные, научно-технические и комплексные программы. В свою очередь, целевые комплексные программы интегрированы в Государственную программу инновационного развития Республики Беларусь, содержащую перечень проектов и ожидаемых результатов их реализации, сформулированных в виде целевых заданий по созданию новых предприятий, производственных подразделений и обновлению производств на основе новых технологий. В соответствии с Программой на 2007-2010 годы, предполагалось внедрить в общей сложности около 1300 технологий, из которых 70% основаны на отечественных научных разработках.
Система допускает ведение внутрифирменных исследований, а также исследований, выполняемых внешними научно-исследовательскими организациями по заказам предприятий за счет средств заказчика. Между тем, роль предприятий в проведении научных исследований и их финансировании довольно ограничена
В системе административной координации спроса и предложения на инновации финансовая поддержка государства предоставляется в обмен на обязательства со стороны производителей и пользователей научно-технических знаний. Одним из таких обязательств является софинансирование. Поскольку белорусская НИС базируется на линейном представлении об инновациях, оно также лежит в основе деятельности административных механизмов, координирующих связи между наукой и производством.
В качестве альтернативы административным механизмам координации спроса и предложения был разработан комбинированный организационный механизм, объединяющий все стадии инновационного процесса. Помимо преобразования организационного механизма потребуется создание новых структур для решения вопросов межведомственной и межотраслевой координации и разработки высокотехнологичной продукции.
Примерами участия вузов в производстве знаний для внешних заказчиков служит сотрудничество с белорусскими и иностранными предприятиями. В состав университетов могут входить малые и средние предприятия, специализирующиеся на наукоемких производствах.
Университеты создают или участвуют в создании и развитии научно-технологических парков, инновационных центров, центров трансферта технологий, информационно-маркетинговых центров, центров поддержки инновационного предпринимательств. Трансферт технологий как одна из наиболее предпочитаемых форм сотрудничества между наукой и производством осуществляется на основе договоров с предприятиями о разработке технологий или передаче прав интеллектуальной собственности, либо на индивидуальной основе.
Часть мер, направленных на развитие взаимодействия между наукой и предприятиями, предусматривает создание кластеров холдингов и т.д. способных достичь конкурентоспособности на мировых рынках наукоемкой продукции. Предполагается, что крупные бизнес-структуры смогут привлечь к сотрудничеству малые и средние предприятия, а также интегрировать ряд вспомогательных организаций и функций: подготовка кадров, консалтинг, инфраструктура, сформировав тесно связанные высокотехнологичные производственные цепочки, зависимые от внешних поставщиков. Основной замысел состоит в формировании структур, лишенных недостатков действующего механизма, основанного на преимущественном использовании административных рычагов.
Публикации по экономике >>>
Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В
конце XX
века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития,
основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных
отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства.
Хотя
с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что
предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а
ведь развитие предпринимат ...
Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной
целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание
качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а
также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое
социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной
политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической
деятельности. При всей кажущейся ясн ...