Инновации и конкурентоспособность предприятия
Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию, противостоят конкурентам. Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что конкурентоспособность организации и товара - это сложное многоаспектное понятие, означающие способность организации, и соответственно товара занять и удержать позицию на конкретном рынке в рассматриваемый период при конкуренции с другими организациями, производящими аналогичный товар. С переходом на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла [3, с. 157].
Здесь, однако, следует отметить, что конкурентное поведение предприятий, достаточно подробно рассматривается в рамках исследования олигополистичекого взаимодействия конкурентов, а также в работах по стратегическому менеджменту. Первый из указанных подходов (получивший свое развитие в рамках структурного рассмотрения конкуренции) основывается на применении математических методов теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов производства и уровня цен в условиях олигополии. Во втором случае обосновывается необходимость сосредоточения усилий предприятия на наиболее перспективных сегментах рынка. При этом критерием выбора сегментов, как правило, является величина и динамика роста сегмента. Оба подхода объединяет то, что они сосредотачивают свое внимание на внешних аспектах выбора тактики и стратегии предприятия в условиях конкуренции, что, безусловно, является значимым, однако не позволяет выявить внутренние факторы и источники конкурентоспособности предприятий.
В современных условиях развития экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку при ужесточающейся борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные предприятия, то есть те, которые могут в максимально короткие сроки приспособиться к потребностям рынка, а значит, обладающие наибольшей мобильностью.
Особенностями данного процесса выступают имиджевая направленность и учет потребностей конкретных потребителей.
Созданию конкурентоспособного продукта должна способствовать реализация задач на макро- и микроуровнях.
На макроуровне (уровень государства) этими задачами являются:
– выбор приоритетов стратегического инновационного развития;
– выплата бюджетных субсидий лучшим инновационным проектам;
– создание условий развития интеллектуального потенциала и предотвращение «утечки мозгов» за рубеж;
– обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;
– поддержка малого и среднего бизнеса.
На микроуровне (уровень предприятия) должны реализовываться:
– внедрение достижений науки и техники с целью снижения затрат и повышения качества продукции;
– разработка эффективной инновационной стратегии;
– повышение квалификации сотрудников предприятия;
– освоение наиболее эффективных методов управления.
Под инновациями (нововведениями, новшествами) понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической, в том числе предпринимательской деятельности.
Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях [5, с. 168].
Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей [11, с. 171].
Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями. Базисные и улучшающие инновации:
- базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.
Публикации по экономике >>>
Изучение модели промежуточного типа рыночной структуры
Интерес к данной теме связан, прежде всего, с тем, что монополистическая
конкуренция является не только наиболее распространенной, но и наиболее трудно
изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть
построено абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии
и чистой конкуренции. Многое, здесь, зависит от конкретных деталей,
характеризующих продукцию и технологию, а т ...
Классификация безработицы
Актуальность
рассматриваемой темы заключается в том, что проблема безработицы является одной
из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к
рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем
свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или
проходящих путь становлени ...