Инновации и конкурентоспособность предприятия

Конкурентоспособность - способность выдержать конкуренцию, противостоят конкурентам. Принимая это определение как понятие русского языка за основу, можно сказать, что конкурентоспособность организации и товара - это сложное многоаспектное понятие, означающие способность организации, и соответственно товара занять и удержать позицию на конкретном рынке в рассматриваемый период при конкуренции с другими организациями, производящими аналогичный товар. С переходом на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла [3, с. 157].

Здесь, однако, следует отметить, что конкурентное поведение предприятий, достаточно подробно рассматривается в рамках исследования олигополистичекого взаимодействия конкурентов, а также в работах по стратегическому менеджменту. Первый из указанных подходов (получивший свое развитие в рамках структурного рассмотрения конкуренции) основывается на применении математических методов теории игр применительно к выбору конкурентной стратегии относительно объемов производства и уровня цен в условиях олигополии. Во втором случае обосновывается необходимость сосредоточения усилий предприятия на наиболее перспективных сегментах рынка. При этом критерием выбора сегментов, как правило, является величина и динамика роста сегмента. Оба подхода объединяет то, что они сосредотачивают свое внимание на внешних аспектах выбора тактики и стратегии предприятия в условиях конкуренции, что, безусловно, является значимым, однако не позволяет выявить внутренние факторы и источники конкурентоспособности предприятий.

В современных условиях развития экономики значительно возрастает роль инноваций как фактора повышения конкурентоспособности предприятия, поскольку при ужесточающейся борьбе за потребителя ключевые позиции занимают наиболее конкурентоспособные предприятия, то есть те, которые могут в максимально короткие сроки приспособиться к потребностям рынка, а значит, обладающие наибольшей мобильностью.

Особенностями данного процесса выступают имиджевая направленность и учет потребностей конкретных потребителей.

Созданию конкурентоспособного продукта должна способствовать реализация задач на макро- и микроуровнях.

На макроуровне (уровень государства) этими задачами являются:

– выбор приоритетов стратегического инновационного развития;

– выплата бюджетных субсидий лучшим инновационным проектам;

– создание условий развития интеллектуального потенциала и предотвращение «утечки мозгов» за рубеж;

– обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности;

– поддержка малого и среднего бизнеса.

На микроуровне (уровень предприятия) должны реализовываться:

– внедрение достижений науки и техники с целью снижения затрат и повышения качества продукции;

– разработка эффективной инновационной стратегии;

– повышение квалификации сотрудников предприятия;

– освоение наиболее эффективных методов управления.

Под инновациями (нововведениями, новшествами) понимают конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного товара, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической, в том числе предпринимательской деятельности.

Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях [5, с. 168].

Инновации различаются между собой по множеству параметров. Разные типы инноваций имеют свои особенности разработки, реализации и распространения, требуют специфических подходов к управлению, соответствующих структур инновационной деятельности, ее методов и стилей [11, с. 171].

Типология инноваций важна как для развития теории инновационного менеджмента, так и для практики управления инновациями. Базисные и улучшающие инновации:

- базисная инновация (иногда ее еще называют радикальной) - это такое нововведение, которое базируется на научном открытии или крупном изобретении и направлено на освоение принципиально новых продуктов и услуг, технологий новых поколений.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Методы прогнозирования ООО Ритейл групп
Прогнозирование является одним из основных звеньев процесса стратегического управления, в связи с тем, что если мы не можем прогнозировать ожидаемый ход развития события, предвидеть развитие какой-либо ситуации, довольно сложно ставить достижимые цели, эффективно принимать управленческие решения, оптимизировать работу организации, используя инструменты стратегического менеджмента. Стратегическое управление невоз ...

Инновационный фонд Казахстана
Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально- экономической модернизации и политической демократизации. Только при наличии современной конкурентоспособности и открытой рыночной экономики, не ограниченной рамками только сырьевого сектора, основанной на уважении и защите частной собственности и контрактных отношений, инициативе и предприимчивости всех членов общества, возможно поднять экономику стр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.