Субъекты и объекты приватизации. Методы и способы приватизации

Объектами приватизации являются:

· государственные предприятия, учреждения, организации, структурные единицы и подразделения предприятий;

· государственное имущество, сданное в аренду или ликвидируемых предприятий;

· государственное имущество в виде оборудования, зданий, других материальных и нематериальных активов ликвидируемых (ликвидированных) предприятий;

· доли (паи, акции) государства и административно-территориальных образований в имуществе субъектов хозяйствования.

Субъектами, приобретающими государственную собственность в процессе приватизации, могут быть:

· граждане и юридические лица Республики Беларусь, деятельность которых основана на негосударственных формах собственности;

· юридические лица Республики Беларусь, созданные не менее чем 50% членов трудовых коллективов приватизируемых предприятий;

· иностранные инвесторы[1].

Не подлежат приватизации:

· предприятия оборонного комплекса;

· объекты, деятельность которых может угрожать жизни и здоровью людей;

· естественные монополии: предприятия единой энергетической сети, магистральные железные дороги, системы связи;

· казенные предприятия, т.е. предприятия неэффективные по рыночным критериям, но жизненно необходимые для общества (их число должно соответствовать реальным возможностям госбюджета) [3].

В мировой практике приватизации государственной собственности известны два метода ее осуществления - возмездный и безвозмездный.

В РБ выделяют следующие методы приватизации:

возмездный (выкуп государственного имущества);

безвозмездный (бесплатная передача госимущества);

передача собственности трудовым коллективам;

раздача гражданам республики при помощи приватизационных чеков.

Возмездный метод - это передача государственных предприятий в частные руки в результате продажи. В развитых странах и в развивающихся государствах приватизация осуществляется по этому методу. Такая модель приватизации:

обеспечивает появление частного собственника;

дает государству дополнительные средства;

создает условия для привлечения в страну иностранного капитала, который приносит с собой эффективный менеджмент и современные технологии.

Существует два вида продажи предприятий: закрытая и открытая.

Закрытая продажа предусматривает продажу предприятий персоналу и приравненным к нему лицам. Деньги, полученные в ходе продажи, остаются на предприятии и используются для его развития. Самый большой недостаток закрытой продажи состоит в том, что у администрации предприятия сохраняются все возможности и рычаги для фактического перевода предприятия в свою собственность по довольно низким ценам.

Открытая продажа позволяет участвовать в покупке приватизируемого предприятия всем лицам, а не только персоналу, конкретного предприятия. Полученные от приватизации средства, как правило, направляются в государственный бюджет. Этот способ продажи технически не сложен. Среди его недостатков отмечается отсутствие достоверной информации о стоимости приватизируемых предприятий.

Безвозмездный метод - это приватизация в результате распределения государственной собственности среди населения страны. Она имеет место в государствах с переходной экономикой, где население на располагает значительным капиталом, а прилив иностранного капитала незначителен. И это понятно - ведь собственность создана трудом народа, она им уже оплачена и должна быть ему бесплатно возвращена.

Безвозмездная приватизация реализуется в соответствии с Законом «Об именных приватизационных чеках в Республике Беларусь», который определяет, что акции открытых акционерных обществ обмениваются на именные приватизационные чеки (ваучеры).

Чек (ваучер) - это ценная бумага на предъявителя, которая дает их владельцу право на бесплатное приобретение акций приватизируемых предприятий и право получения дивидендов на эти акции. В Республике Беларусь в качестве ваучеров выступают приватизационные чеки «Имущество» и «Жилье». Приватизационные чеки получают только граждане Республики Беларусь на сумму чеков, соответствующую их квоте в безвозмездно передаваемой государством собственности.

Выдача приватизационных чеков позволяет быстро распределить активы государственных предприятий среди большого числа граждан. Приватизация посредством чеков не дает доходов в государственный бюджет, но позволяет при наличии и устойчивом развитии финансовых рынков с обращением ценных бумаг - акций, облигаций, векселей - наладить нормальную инвестиционную работу в стране.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Естественные монополии
Тема естественных монополий является одной из самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в госу ...

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.