Основные понятия и виды конкуренции

Впервые теория конкуренции была представлена А.Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", где он охарактеризовал конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели; разработал механизм конкуренции, объективно уравновешивающий отраслевую норму прибыли приводящий к оптимальному распределению ресурсов между отраслями; выявил основные условия эффективности конкуренции, к которым отнес наличие большого влияния одного продавца, достоверную и своевременную информацию, мобильность используемых ресурсов.

В настоящее время ученые придерживаются четырех подходов к трактовке конкуренции: поведенческого, структурного, функционального и системного.

Поведенческий подход рассматривает конкуренцию как борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурный подход основывается на анализе структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя, способа входа на рынок и выхода из него.

Функциональный подход предполагает соперничество старого с новым, когда на смену существующим организациям или товарам приходят новые, обладающие улучшенными функциональными свойствами.

Системный подход предусматривает процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами в борьбе с конкурентами за достижение одной и той же цели.

Обобщая перечисленные подходы, можно сделать вывод, что конкуренция - это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, и соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Важными в этом определении являются следующие аспекты:

­ рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

­ конкуренция ведется за ограниченный объем платёжеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

­ рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

Выделяют следующие виды конкуренции:

­ функциональная (базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному);

­ видовая (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению);

­ предметная (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки);

­ ценовая (основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам);

­ неценовая (предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару);

­ недобросовестная (продажа товаров по ценам ниже номинального уровня, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих секретами, выпуск поддельных товаров, использование чужих товарных знаков, распространение ложных сведений о конкурентах);

­ созидательная (направлена на установление сотрудничества между конкурентами в области производства и маркетинга).

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

­ совершенная (чистая) конкуренция (рынок, где множество фирм продает стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует неценовая конкуренция; рынок с очень большим числом покупателей и продавцов. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она "очищена" от любых ограничений или монопольных тенденций.);

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Процесс приватизации в Республике Беларусь
Наша Республика Беларусь находится на стадии перехода к рыночной экономике и поэтому тема, посвященная приватизации государственной собственности является актуальной. В последние годы правительства более восьмидесяти стран проводили или проводят приватизацию государственных предприятий. Она начиналась под самыми разными лозунгами, но чаще всего при этом шла речь о необходимости либерализации и децентрал ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.