Основные понятия и виды конкуренции

Впервые теория конкуренции была представлена А.Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", где он охарактеризовал конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели; разработал механизм конкуренции, объективно уравновешивающий отраслевую норму прибыли приводящий к оптимальному распределению ресурсов между отраслями; выявил основные условия эффективности конкуренции, к которым отнес наличие большого влияния одного продавца, достоверную и своевременную информацию, мобильность используемых ресурсов.

В настоящее время ученые придерживаются четырех подходов к трактовке конкуренции: поведенческого, структурного, функционального и системного.

Поведенческий подход рассматривает конкуренцию как борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурный подход основывается на анализе структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя, способа входа на рынок и выхода из него.

Функциональный подход предполагает соперничество старого с новым, когда на смену существующим организациям или товарам приходят новые, обладающие улучшенными функциональными свойствами.

Системный подход предусматривает процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами в борьбе с конкурентами за достижение одной и той же цели.

Обобщая перечисленные подходы, можно сделать вывод, что конкуренция - это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, и соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Важными в этом определении являются следующие аспекты:

­ рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

­ конкуренция ведется за ограниченный объем платёжеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

­ рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

Выделяют следующие виды конкуренции:

­ функциональная (базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному);

­ видовая (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению);

­ предметная (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки);

­ ценовая (основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам);

­ неценовая (предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару);

­ недобросовестная (продажа товаров по ценам ниже номинального уровня, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих секретами, выпуск поддельных товаров, использование чужих товарных знаков, распространение ложных сведений о конкурентах);

­ созидательная (направлена на установление сотрудничества между конкурентами в области производства и маркетинга).

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

­ совершенная (чистая) конкуренция (рынок, где множество фирм продает стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует неценовая конкуренция; рынок с очень большим числом покупателей и продавцов. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она "очищена" от любых ограничений или монопольных тенденций.);

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Малый бизнес и его роль в рыночной экономике Беларуси
Данная работа посвящена наиболее активной части населения любого государства - предпринимательству. Во многом благодаря ему, благосостояние нации за последние годы не упало до крайне низкого уровня. Обеспечивая себя и свою семью, предприниматель поддерживает и других: своих работников - заработной платой, государственный бюджет (а, значит, и всех своих соотечественников) - налоговыми платежами. Большинство ис ...

Процесс развития конкурентоориентированности студентов
Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике [11]. В учебный план всех специальностей включены практические занятия по той или иной дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее з ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.