Основные понятия и виды конкуренции

Впервые теория конкуренции была представлена А.Смитом в работе "Исследование о природе и причинах богатства народов", где он охарактеризовал конкуренцию как соперничество между участниками, заинтересованными в достижении одной и той же цели; разработал механизм конкуренции, объективно уравновешивающий отраслевую норму прибыли приводящий к оптимальному распределению ресурсов между отраслями; выявил основные условия эффективности конкуренции, к которым отнес наличие большого влияния одного продавца, достоверную и своевременную информацию, мобильность используемых ресурсов.

В настоящее время ученые придерживаются четырех подходов к трактовке конкуренции: поведенческого, структурного, функционального и системного.

Поведенческий подход рассматривает конкуренцию как борьбу за деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.

Структурный подход основывается на анализе структуры рынка для определения степени свободы продавца и покупателя, способа входа на рынок и выхода из него.

Функциональный подход предполагает соперничество старого с новым, когда на смену существующим организациям или товарам приходят новые, обладающие улучшенными функциональными свойствами.

Системный подход предусматривает процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами в борьбе с конкурентами за достижение одной и той же цели.

Обобщая перечисленные подходы, можно сделать вывод, что конкуренция - это процесс взаимодействия производителей и поставщиков, использующих свои конкурентные преимущества при реализации продукции, и соперничество между отдельными производителями или поставщиками товара (услуги) за выбор покупателя.

Важными в этом определении являются следующие аспекты:

­ рыночная конкуренция есть непосредственное взаимодействие организаций на рынке, та борьба, которую они ведут, продвигая свой товар;

­ конкуренция ведется за ограниченный объем платёжеспособного спроса, именно ограниченность спроса заставляет фирмы конкурировать друг с другом;

­ рыночная конкуренция развивается только на доступных сегментах рынка.

Конкуренция является движущей силой развития общества. Она порождает лучшее использование способностей и знаний, совершенствование и разнообразие человеческих благ, рациональное поведение продавцов и покупателей как необходимое условие существования на рынке.

Выделяют следующие виды конкуренции:

­ функциональная (базируется на том, что одну и ту же потребность потребителя можно удовлетворить по-разному);

­ видовая (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по оформлению);

­ предметная (это конкуренция между аналогичными товарами, но разными по качеству изделия и по притягательности марки);

­ ценовая (основывается на свободном рыночном соперничестве, когда даже однородные товары предлагаются на рынке по самым разнообразным ценам);

­ неценовая (предполагает изменение свойств продукции, придание ей качественно новых свойств, создание новых изделий для удовлетворения тех же потребностей, предложение продукции, не существовавшей на рынке, совершенствование комплекса услуг, сопутствующих товару);

­ недобросовестная (продажа товаров по ценам ниже номинального уровня, промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих секретами, выпуск поддельных товаров, использование чужих товарных знаков, распространение ложных сведений о конкурентах);

­ созидательная (направлена на установление сотрудничества между конкурентами в области производства и маркетинга).

При рассмотрении основных видов конкуренции применительно к рыночной структуре можно выделить четыре модели рынка:

­ совершенная (чистая) конкуренция (рынок, где множество фирм продает стандартизированные товары; доступ свободен, индивидуальный продавец совершенно не способен контролировать цену продаваемого им товара, отсутствует неценовая конкуренция; рынок с очень большим числом покупателей и продавцов. Совершенную конкуренцию называют чистой, имея в виду, что она "очищена" от любых ограничений или монопольных тенденций.);

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический Актуальность темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет, какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.