Конкуренция и антимонопольное регулирование

Главный недостаток капитализма - неравное распределение благ, главное преимущество социализма - равное распределение лишений.

У. Черчилль

Конкуренция - соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности.

Конкуренция - это состязательность хозяйствующих субъектов, самостоятельные действия которых эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия производства товаров и их обращение на соответствующем рынке. Конкуренция относится к таким свойствам рыночной экономики, без которых рыночная экономика вообще не существует.

Антиподом конкуренции является монополия. В узком, строгом смысле монополия - это отрасль, состоящая из одной фирмы, которая единственная производит уникальный продукт. Однако на практике чаще используется понятие монополии в более широком смысле. В этом смысле под монополией подразумевают такое объединение, в которое входит одна или незначительное количество фирм отрасли, производящих и продающих основную долю каких-либо товаров и услуг. Эти фирмы осуществляют монопольную власть на рынке, что означает осуществление ими контроля за ценой, объемом производства и направлениями продаж производимых ими товаров и услуг.

Следует иметь в виду, что в роли монополии не обязательно выступает очень крупная фирма. Главное - удельный вес фирмы (фирм) в производстве и сбыте конкретного вида продукции. Иными словами, более важен относительный, а не абсолютный размер фирмы, хотя, как показывает опыт, абсолютный и относительный размеры фирмы довольно часто «идут рука об руку».

В зависимости от степени монопольной власти, которой располагают хозяйствующие субъекты в своей отрасли, выделяют такие рыночные структуры, как: 1) совершенная конкуренция; 2) монополистическая конкуренция; 3) олигополия; 4) чистая монополия. Если в первой из названных структур фирмы вообще не имеют никакой монопольной власти, то в последней одна фирма обладает абсолютной монопольной властью на рынке. Но в реальной жизни эти структуры почти не встречаются, а преобладают промежуточные структуры: монополистическая конкуренция как более конкурентная рыночная структура и олигополия как монополистическая структура (в широком понимании этого термина).

Сравнение опыта функционирования различных рыночных структур свидетельствует о том, что усиление монопольной власти отдельных фирм в рыночных отраслевых структурах приводит к общественным экономическим потерям. Эти потери проявляются, во-первых, в более высоких ценах, которые приходится платить потребителям за продукцию фирм-монополистов, по сравнению с ценами на аналогичную продукцию на конкурентных рынках. Во-вторых, приобретение фирмой монопольной власти зачастую приводит к сознательному ограничению производства отдельных видов товаров и услуг с целью поддержания высоких цен. Это означает, что монополия приводит к неэффективному распределению ресурсов между различными отраслями, к их недоиспользованию в монополизированных отраслях. В-третьих, монополия зачастую ведет к техническому застою производства, к ухудшению условий производства и качества продукции.

Виды монополистической деятельности

Монополистическая деятельность - это злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке или нарушение установленных норм антимонопольного законодательства.

. Злоупотребление хозяйствующим субъектом доминирующим положением на рынке. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта на рынке аналогичных товаров, если доля его товаров превышает 50%.

Злоупотребление доминирующим положением проявляется в:

· Изъятии товаров из обращения для создания дефицита

· Навызывание контагенту невыходных условий договора, и включение в договор дискриминирующих условий и положений.

· Создание препятствий для выхода на рынок других хозяйствующих субъектов

2. Согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию.

Запрещаются и признаются недействительными соглашения хозяйствующих субъектов, имеющих в совокупности долю на рынке определенного товара более 35%, если такие соглашение ведут к ограничению конкуренции. К таким соглашениям могут относятся: установление цен, тарифов, скидок и надбавок, раздел рынка по территориальному признаку, объему продаж или кругу продавцов.

. Акты, действия и согласованные действия органов власти, направленные на ограничение конкуренции.

Федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, Ценратральному банку РФ и государственным внебюджетным фондам запрещено осуществлять действия по ограничению или устранению конкуренции, такие как: введение ограничений на деятельность хозяйствующих субъетов в какой-либо сфере и установление запретов на осуществление отдельных видов деятельности или препятствие свободному перемещению товаров по территории РФ.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В конце XX века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития, основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства. Хотя с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а ведь развитие предпринимат ...

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.