Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

1. Совокупный спрос. Общее понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупный спрос: эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, эффект импортных закупок. Влияние неценовых факторов на кривую совокупного спроса

. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: кейнсианский отрезок, промежуточный, классический. Смещение кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов

. Макроэкономическое равновесие

Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Совокупный спрос (AD) - это то количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.

Покупателями на рынке благ являются следующие макроэкономические субъекты: домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.

На оси абсцисс указываются значения реального объёма производства (реального ВВП, или выпуска), обазначаемового буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р), или дефелятор.

Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.

Таким образом, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объём реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объём реального ВВП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать со следующими важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:

1. эффект процентной ставки - когда цены растут, то растёт и спрос на деньги, следовательно растёт и % ставка (деньги дорожают) в результате сокращается объём реализованной продукции.

2. эффект импортных закупок - когда цены растут, то импортные товары становятся дешевле и растёт желание импортировать, в результате идёт падение спроса на отечественную продукцию.

. эффект храповика - когда растёт спрос - цены резко возрастают, а когда спрос падает цены не уменьшаются.

. эффект богатства - при повышении уровня цен (например в 2 раза) реальное богатство так - же уменьшается (в 2 раза) это уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведёт к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Качественная оценка надежности процессов
Вариант 8 Уровни В Уровни А Среднее значение по строкам 0,5 1,0 1,5 2,0 2,5 С1 32 35 38 40 30 29 42 37 32 45 39 49 29 35 43 43 38 44 50 45 63 60 66 70 56 43,6 С2 30 33 36 40 26 ...

Направления повышения экономической эффективности производственной деятельности ОАО Валенторский медный карьер
конкуренция конкурентоспособность хозяйствующий На современном этапе экономического развития проблема конкурентоспособности занимает центральное место в экономической политике государства. Создание конкурентных преимуществ перед соперником становится стратегическим направлением деятельности государства и его органов в области обеспечения конкурентоспособности национальной экономики. При этом повышение конкуренто ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.