Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие

1. Совокупный спрос. Общее понятие и сущность. Факторы, определяющие совокупный спрос: эффект процентной ставки, эффект материальных ценностей, эффект импортных закупок. Влияние неценовых факторов на кривую совокупного спроса

. Совокупное предложение. Кривая совокупного предложения: кейнсианский отрезок, промежуточный, классический. Смещение кривой совокупного предложения под воздействием неценовых факторов

. Макроэкономическое равновесие

Спрос - сложившаяся в определенный период времени зависимость величины спроса на товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже. Спрос характеризует состояние рынка, а точнее одну из его важнейших составляющих - экономическую логику поведения покупателей. Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса. Суть закона спроса состоит в том, что повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению (при прочих равных условиях).

Проявление закона спроса связано с рядом важных обстоятельств. Подавляющее большинство благ люди покупают, оценивая соотношение «цена - полезность» по каждому конкретному благу. Если потребность человека в этом благе удовлетворена не полностью, то снижение цены ведет к росту оценки относительной желанности блага. А значит, ведет к росту спроса на него. Эта закономерность изменения желанности товара (блага) ведет к тому, что хотя снижение цены позволяет покупателю приобрести большее количество товара, но желанность каждой дополнительной единицы становится все меньше и меньше из-за постепенного насыщения потребности покупателей в этих товарах.

Совокупный спрос (AD) - это то количество товаров и услуг, которые потребители готовы приобрести при каждом заданном уровне цен. Иными словами совокупный спрос - сумма всех индивидуальных спросов на конечные товары и услуги, предлагаемые на товарном рынке.

Покупателями на рынке благ являются следующие макроэкономические субъекты: домашние хозяйства, бизнес, государство и заграница.

Кривая совокупного спроса внешне напоминает кривую спроса на отдельном товарном рынке, но построена эта кривая в иной системе координат.

На оси абсцисс указываются значения реального объёма производства (реального ВВП, или выпуска), обазначаемового буквой Y. На оси ординат фигурируют не абсолютные показатели цен, а уровень цен (Р), или дефелятор.

Если учесть, что доходы общества равны расходам, то каждая точка на кривой AD соответствует выпуску продукции Y, на который и будет предъявлен совокупный спрос. Зная формулу реального ВВП легко понять, что в любой точке на кривой AD можно определить величину номинального ВВП: номинальный ВВП = реальный ВВП * дефлятор.

Таким образом, кривая AD иллюстрирует изменение суммарного (совокупного) уровня всех расходов домашних хозяйств, бизнеса, государства и заграницы в зависимости от изменения уровня цен. Характер этой кривой говорит о том, что при повышении уровня цен объём реального ВВП, на который предъявляется спрос, будет меньше и соответственно при снижении уровня цен объём реального ВВП будет больше.

Объяснение отрицательного наклона кривой AD принято связывать со следующими важнейшими эффектами в рыночном хозяйстве:

1. эффект процентной ставки - когда цены растут, то растёт и спрос на деньги, следовательно растёт и % ставка (деньги дорожают) в результате сокращается объём реализованной продукции.

2. эффект импортных закупок - когда цены растут, то импортные товары становятся дешевле и растёт желание импортировать, в результате идёт падение спроса на отечественную продукцию.

. эффект храповика - когда растёт спрос - цены резко возрастают, а когда спрос падает цены не уменьшаются.

. эффект богатства - при повышении уровня цен (например в 2 раза) реальное богатство так - же уменьшается (в 2 раза) это уменьшение реального богатства (реальных денежных запасов) приведёт к снижению потребительского спроса при повышении общего уровня цен, что и отражается в отрицательном наклоне кривой AD.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Модернизация экономики и экономическая теория
Тема курсовой работы "Модернизация экономики и экономическая теория" по дисциплине "Основы экономической теории". В Украине разработана и реализуется программа модернизации экономики, направленная на создание эффективной экономики, способной решать сложные социально-экономические проблемы. Поэтому экономическая наука и ее сердцевина - экономическая теория - должны не только сосредоточитьс ...

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.