Государственная политика поддержки малого бизнеса в РФ

Государственная политика поддержки малого предпринимательства - самостоятельное системное направление социально-экономической политики государства. В основном она осуществляется в двух вариантах:

Первый - широкое государственное регулирование деятельности малого бизнеса в сочетании с протекционной политикой его поддержки;

Второй - умеренное государственное регулирование малого бизнеса в условиях жесткой конкуренции, стимулирующей жизнестойкость и развитие конкурентоспособных малый предприятий.

Эти два варианта приемлемы для России и могут применяться на разных этапах развития рыночных отношений. Сегодня российскому предпринимательству необходим вариант государственной политики, включающей следующие направления:

Формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства;

Создание льготных условий использование субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

Установление упрощенной системы порядка регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической отчетности;

Поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами;

Организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий и др.

Формами государственной поддержки малого предпринимательства являются:

) Оказание финансовой помощи на возмездной и безвозмездной основе;

) Финансирование федеральных программ поддержки и развития малого предпринимательства, предоставление налоговых льгот малым предприятиям, осуществляющим приоритетные виды деятельности;

) Льготное кредитование и страхование субъектов малого предпринимательства;

4) Представление малым предприятиям на конкурсной основе государственных заказов на производство и поставку отдельных видов продукции и товаров (услуг) для государственных нужд и др.

Президент РФ (на момент написания статьи) Д.А. Медведев в своем выступлении на заседании Президиума Госсовета РФ в марте 2008 г. отметил: «Основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться чрезмерный административный прессинг, давление, которое сегодня существует на всех стадиях развития малого бизнеса»[7, с. 149].

Тогда был намечен комплекс мер по активизации развития российского малого бизнеса. В их число входят: облегчение доступа малых предприятий к ресурсам; создание венчурных гарантийных фондов, расширение грантовой поддержки новых производств, создание финансовых институтов, которые учитывают специфику кредитования малых предприятий; замещение лицензирования страхованием ответственности или финансовыми гарантиями; сокращение перечня сертифицируемых видов продукции; облегчение доступа малого бизнеса к инфраструктуре, включая электроснабжение; облегчение бремени налогообложения малого бизнеса. Сегодня можно сказать, что почти все эти меры реализованы, как и дополнительные меры по снятию административных барьеров.

За последние годы сократилось количество проверок малых предприятий (теперь их можно проверять лишь раз в 3 года, а внеплановые проверки полиция может проводить только после обращения в прокуратуру). Подключить малые предприятия к энерго-, водо- и газоснабжению стало дешевле и проще. Существует множество фондов, центров и агентств по развитию и поддержке малого бизнеса.

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство проблемы и перспективы развития
В конце XX века Россия открывает для себя новый путь социально-экономического развития, основой которого является переход к рыночной экономике. Становление рыночных отношений неизбежно повлекло за собой возрождение предпринимательства. Хотя с тех пор прошло более 20 лет, сейчас все еще нельзя сказать, что предпринимательство является высокоразвитым сектором российской экономики, а ведь развитие предпринимат ...

Инновационное развитие и обеспечение международной конкурентоспособности национальной экономики
Изменения в современной экономике демонстрируют тот факт, что произошла значительная перегруппировка факторов определяющих экономическое развитие. Сужающиеся возможности традиционных ресурсов экономического роста связаны как с приближением физических пределов их использования, так и со снижающейся эффективностью и увеличением затрат на природоохранные мероприятия. Это означает, что доминантой в становлении ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.