Проблемы развития малого бизнеса в Республике Беларусь и условия его
активизации
Приведём основные административные барьеры, которые стоят на пути развития малого предпринимательства (см. приложение П).
Начиная с 1990 по 2001 гг. в Республике Беларусь реформированы, а также отчуждены 4990 объектов (1250 - республиканской, 3740 - коммунальной собственности). В том числе созданы 1353 акционерных общества, 714 предприятий выкуплены арендными и трудовыми коллективами, 1312 - проданы с аукционов и по конкурсу. Реформировано более 70% перерабатывающих предприятий и сервиса в АПК. Свыше 730 тыс. человек, каждый пятый занятый в нашей экономике, работает на реформированных предприятиях. [21], [22]
Из года в год ОАО были рентабельнее госпредприятий, а зарплата работников в среднем на треть выше. По Гражданскому кодексу госпредприятия должны стать или унитарными, или казенными. У государства в собственности более 10 тыс. предприятий, а для страны с 10 млн. населения это избыточно. Необходимо сократить это количество путем преобразования через разгосударствление, то есть передать функции управления физическим или юридическим лицам в результате акционирования.
Предприятия преобразуются в АО со 100% долей государства, а затем приватизация - продажа акций за деньги и в обмен на чеки «Имущество». Следует отметить, что при приватизации проявлялись ведомственные интересы, чтобы сохранить подчиненные объекты. Так, в республиканской собственности было 137 производственных объединений, в основном в Минпроме и Минсельхозпроде. Как сообщало Министерство по управлению госимуществом и приватизации большиство отказов от приватизации было в 2000 году в Минсельхозпроде и «Белптицепроме». Но в соответствии с Гражданским кодексом были изменены формы объединений и концернов. Там, где есть АО, можно создавать холдинговые компании (центральные компании), которые получают в управление пакеты акций. Такая структура управляема, позволяет решать стратегические задачи. Первый холдинг был создан на базе райагропромтехники Могилевщины. [28]
Анализируя проблемы развития МСП в Республике Беларусь мы делаем следующие выводы.
. Как и несколько лет назад проблемы у белорусских предпринимателей всё те же - высоки ставки налогов и частые изменения в налоговой отчётности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательный спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. Органы государственного управления создали уникальную ситуацию, когда предприниматели полностью зависят от власти, выступая в роли просителей лицензий, сертификатов, разрешений и согласований, которые в любой момент могут быть отозваны. Частые изменения в «правилах игры» не способствуют уверенности и возможности планировать бизнес на средне- и долгосрочную перспективу.
. Несмотря на снижение финансовых издержек, связанных с потерей большого количества времени на регистрацию, по сравнению с 1999-2000 гг., издержки входа на рынок остаются высокими, превышая показатели ближайших соседей Беларуси (Польши, Литвы, России и Украины).
. Сложные и дорогостоящие процедуры регистрации бизнеса в Беларуси объясняются борьбой чиновников с фирмами-однодневками. Однако высокие налоги являются одним из основных факторов, препятствующих развитию малых предприятий. Желание минимизировать налоговые платежи будет и дальше способствовать различным формам существования теневого рынка и бегству капитала.
. Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Около половины руководителей крупных и мелких, старых и новых, столичных и региональных, торговых и производственных предприятий не могут прогнозировать развитие собственного бизнеса в самой ближайшей перспективе - в следующем году.
. Возможности предпринимателей лоббировать собственные интересы в одиночку сильно ограничены. Однако 80% МСП не входят в бизнес ассоциации, призванные отстаивать их интересы. Неумение и (или) нежелание предпринимателей объединяться и защищаться облегчают задачу властей рассматривать их как источник пополнения бюджетов различного уровня и собственные карманы чиновников.[8]
По нашему мнению, для кардинального изменения ситуации нужно принципиально изменить отношение органов государственного управления к частному бизнесу - важному источнику долгосрочного экономического роста в Беларуси.
Активизация частной предпринимательской инициативы, раскрытие её потенциала в бизнесе и превращение в реальный фактор структурной перестройки экономики и её стабильного роста по нашему мнению требует:
Публикации по экономике >>>
Малое предпринимательство
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы
хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально
существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный
слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль
не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Предпринимате ...
Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех
этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы
предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов
существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение
эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность.
Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...