Совершенствование инструментария внутренних государственных заимствований: введение облигаций сберегательного займа и облигаций с плавающей процентной ставкой, индексированной на уровень инфляции, п

На мой взгляд, внедрение долгосрочных инструментов с доходностью, определяемой на основе темпов инфляции, позволит решить следующие важные задачи в сфере государственных финансов Украины:

а) повысить спрос инвесторов на внутренние долговые обязательства Правительства;

б) продлить срок долговых обязательств и снизить риски пролонгации долга, свойственные долговому портфелю Правительства;

в) снизить стоимость обслуживания внутреннего государственного долга в условиях нестабильной и непредсказуемой инфляции.

Увеличение выпусков облигаций, привязанных к темпам инфляции, стало заметной тенденцией в сфере формирования внутреннего государственного долга стран с формирующимися рынками. Такие выпуски проводились преимущественно в странах, которые в свое время пережили гиперинфляцию или имели нестабильную инфляционную динамику. По оценкам МВФ, в странах с формирующимися рынками сумма облигаций с инфляционной привязкой в 1996-2004 гг. увеличилась почти втрое.

В Швеции облигации с доходностью, привязанной к темпам инфляции, были введены в 1994 г. Со временем их доля в общей сумме государственного долга достигла 8%. Введение данного типа долговых обязательств правительства обосновывалось необходимостью экономии бюджетных средств на процентных выплатах. В начале 1990-х годов инфляционный таргет монетарной власти не вызывал значительного доверия у субъектов рынка, поэтому они отдавали предпочтение инструментам, защищенным от инфляционного обесценивания. В тот период степень доверия субъектов рынка к монетарной политике повысилась, что привело к сворачиванию эмиссии индексированных облигаций.

При введении накопительной пенсионной системы в Украине возникнет необходимость в новом виде государственных ценных бумаг - сберегательных облигациях государственного займа. Они должны стать объектом инвестирования средств институциональных инвесторов - негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний по управлению активами, которые распоряжаются пенсионными накоплениями граждан. Сберегательные облигации должны иметь длительный срок погашения и годовой купонный доход, который приблизительно будет соответствовать фактическим темпам инфляции. В мировой практике данный вид государственных ценных бумаг, как правило, не подлежит обращению на вторичном рынке.

В других странах пенсионные фонды и страховые компании стремятся к продлению сроков собственных активов, поэтому охотно покупают долгосрочные государственные обязательства. Коммерческие банки занимают ведущие позиции на рынке ценных бумаг с коротким сроком обращения; они в основном формируют спрос на краткосрочные государственные обязательства, которые используются для управления банковской ликвидностью. В 2004 г., согласно оценкам МВФ, в 10 самых крупных странах с формирующимися рынками в государственные ценные бумаги пенсионные фонды вложили около 40% собственных активов, а страховые компании - 13%.

В США сберегательные облигации - это именные ценные бумаги, не подлежащие свободному обращению на рынке и реализующиеся Казначейством непосредственно инвесторам. Собственники сберегательных облигаций могут удерживать их до срока погашения или воспользоваться правом досрочного погашения, а продажа другим инвесторам невозможна. Право на приобретение таких облигаций имеют лишь граждане и резиденты США.

В Российской Федерации государственные сберегательные облигации являются нерыночными ценными бумагами, предназначенными для институциональных инвесторов, созданными по аналогии с инструментами, которые выпускаются в ряде развитых стран. Отличительным признаком российских государственных сберегательных облигаций, по сравнению с другими государственными ценными бумагами, является фиксированная процентная ставка доходности. Таким образом, в Украине для активизации рыночного спроса на гривневые облигации Правительства целесообразно ввести в практику государственных заимствований ОВГЗ с доходностью, индексированной на уровень инфляции, и сберегательные облигации, часть из которых будет представлена индексированными инструментами.

Публикации по экономике >>>

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Диагностика вероятности банкротства ОАО Трубчевскхлеб
Проблема прогнозирования возможного банкротства предприятий сегодня чрезвычайно актуальна в Российской Федерации. За последние десять лет очень многие коммерческие организации всевозможных форм собственности оказались на грани банкротства. В настоящее время актуален вопрос выбора методов и методик, позволяющих прогнозировать наступление банкротства предприятия в близком будущем. Правовой институт несостоятель ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.