Недопущение разбалансирования государственных финансов в период усиления внешних рисков и удерживание дефицита государственного бюджета Украины на уровне до 3% ВВП

В условиях замедления темпов развития национальной экономики стимулирующая бюджетно-налоговая политика могла бы стать средством активизации экономической деятельности благодаря положительному влиянию на уровень совокупного спроса и доходов экономических субъектов. Однако следует учитывать, что бюджетная экспансия может порождать угрозы для стабильности государственных финансов вследствие нарушения долговой устойчивости. Известно, что стимулирующую бюджетную политику не могут позволить себе страны с высоким уровнем государственного долга, с высокими рисковыми премиями в составе процентных ставок по долговым обязательствам, а также страны, не имеющие стабильного доступа к внешнему финансированию. В то же время сдерживающая бюджетная политика стала бы фактором замедления экономической активности и ухудшения перспектив экономического роста. Поэтому, на мой взгляд, балансируя между рисками торможения экономической деятельности и нарушения долговой устойчивости, Украина должна проводить умеренную бюджетно-налоговую политику, допуская дефицит бюджета на уровне 2-3% ВВП.

В случае стагнации реального ВВП стоит запустить действие автоматических стабилизаторов, которые приведут к незначительному росту бюджетного дефицита. Однако краткосрочные паузы в проведении бюджетной консолидации не должны отодвигать на задний план меры, связанные с оздоровлением государственных финансов в среднесрочном периоде. Таким образом, после нивелирования проявлений нестабильности на международных рынках Украине следует продолжить политику бюджетной консолидации, что создает весомые предпосылки для устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе.

Международные сравнения свидетельствуют о наличии существенного потенциала для бюджетной консолидации в Украине. Так, в 2011 г. расходы общего правительства в Украине (с учетом местных органов и фондов обязательного социального страхования) составляли 45,2% ВВП, что на 3 процентных пункта превышало средний уровень расходов в развитых странах и на 17 процентных пунктов - средний уровень в странах с формирующимися рынками (табл. 3); на расходы общего правительства в странах с формирующимися рынками приходилось 28,5% ВВП.

Таблица 3. Расходы сектора общего государственного управления (% ВВП)

Страны и группы стран

Годы

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012 (прогноз)

2013 (прогноз)

2014 (прогноз)

Страны с формирую-

щимися рынками:

Аргентина……………….

30,8

33,6

34,2

37,9

38,8

40,0

39,4

38,9

39,2

Бразилия………………….

39,5

38,3

37,7

38,1

39,4

38,8

38,6

38,8

38,7

Болгария………………….

33,6

34,9

35,2

36,2

36,6

34,6

34,9

35,6

35,6

Чили……………………….

18,7

19,4

21,7

24,6

23,6

23,3

23,6

23,4

22,6

Китай…………………….

18,9

18,9

20,0

23,1

22,5

23,6

24,1

23,9

23,7

Колумбия…………………

28,1

28,2

26,3

29,1

29,0

28,7

28,6

28,5

28,4

Венгрия……………………

52,2

50,6

49,2

51,4

49,5

48,4

48,8

48,8

48,8

Индия………………………

25,7

26,0

27,5

29,3

28,0

27,1

27,1

27,3

27,3

Индонезия……………….

20,1

20,3

21,3

18,3

18,2

19,0

18,9

18,5

18,1

Иордания…………………

36,4

37,0

34,4

34,9

30,4

32,3

32,1

31,3

31,4

Казахстан…………………

19,8

24,1

26,7

23,4

22,5

22,8

24,1

24,5

24,6

Латвия…………………….

36,7

35,7

43,1

44,1

43,4

39,3

38,5

36,0

34,5

Литва……………………….

33,7

34,8

37,3

43,9

42,1

39,3

38,6

37,7

36,6

Малайзия…………………

27,1

27,9

28,8

32,4

28,5

29,7

27,9

28,0

27,7

Мексика………………….

22,8

23,1

24,6

28,3

26,9

26,2

24,5

24,4

24,3

Марокко………………….

29,4

30,1

31,8

31,1

31,9

34,5

32,6

32,4

31,8

Пакистан………………….

18,4

20,8

22,3

19,9

20,3

19,1

19,5

19,3

19,2

Перу……………………….

18,2

17,7

18,9

20,9

20,3

19,1

19,8

20,0

19,9

Филиппины…………….

19,1

19,0

18,6

20,1

19,2

18,1

19,2

18,7

18,7

Польша…………………….

43,9

42,2

43,2

44,5

45,4

44,5

44,0

43,8

43,4

Румыния………………….

33,7

35,4

37,0

38,5

38,7

35,5

34,0

33,5

33,6

Россия…………………….

31,1

33,1

34,3

41,4

39,0

36,8

38,1

37,1

36,5

Саудовская Аравия….

32,0

34,6

31,6

45,6

42,0

39,9

35,1

38,6

39,7

Южная Африка……….

26,9

28,1

30,2

33,1

32,3

32,0

31,7

31,4

31,1

Таиланд……………………

20,1

21,3

21,2

24,0

23,2

23,3

24,3

24,3

24,5

Турция…………………….

32,8

33,3

33,8

37,7

35,4

34,2

34,2

33,9

33,5

Украина………………….

44,6

43,8

47,4

48,6

48,5

45,2

43,6

42,1

41,9

В среднем………………….

33,9

33,8

35,0

38,2

37,0

36,3

35,8

35,1

34,6

Развитые страны……….

38,7

38,6

40,4

44,5

43,3

42,7

42,0

41,2

40,6

Страны с формирую-

щимися рынками………

26,1

26,4

27,2

29,7

28,8

28,5

28,5

28,2

28,0

Страны еврозоны……….

46,7

46,0

47,2

51,1

50,9

49,4

49,1

48,7

48,2

«Большая семерка»…….

39,2

39,1

41,1

45,5

44,2

43,7

42,9

42,2

41,5

«Большая двадцатка»…

33,6

33,4

34,6

38,0

36,6

36,1

35,6

34,9

34,4

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Малое предпринимательство
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимате ...

Методика составления сметной документации
СМЕТА - документ, представляющий собой расчёт (план) предстоящих доходов и расходов на осуществление какой-либо деятельности. Существуют сметы на финансирование деятельности какого-либо предприятия, учреждения, на выполнение каких-либо работ (проектных, строительных, ремонтных и т.п.). Цель разработки сметной документации является определение стоимости строительно-монтажных работ на основании представленной ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.