Недопущение разбалансирования государственных финансов в
период усиления внешних рисков и удерживание дефицита государственного бюджета
Украины на уровне до 3% ВВП
В условиях замедления темпов развития национальной экономики стимулирующая бюджетно-налоговая политика могла бы стать средством активизации экономической деятельности благодаря положительному влиянию на уровень совокупного спроса и доходов экономических субъектов. Однако следует учитывать, что бюджетная экспансия может порождать угрозы для стабильности государственных финансов вследствие нарушения долговой устойчивости. Известно, что стимулирующую бюджетную политику не могут позволить себе страны с высоким уровнем государственного долга, с высокими рисковыми премиями в составе процентных ставок по долговым обязательствам, а также страны, не имеющие стабильного доступа к внешнему финансированию. В то же время сдерживающая бюджетная политика стала бы фактором замедления экономической активности и ухудшения перспектив экономического роста. Поэтому, на мой взгляд, балансируя между рисками торможения экономической деятельности и нарушения долговой устойчивости, Украина должна проводить умеренную бюджетно-налоговую политику, допуская дефицит бюджета на уровне 2-3% ВВП.
В случае стагнации реального ВВП стоит запустить действие автоматических стабилизаторов, которые приведут к незначительному росту бюджетного дефицита. Однако краткосрочные паузы в проведении бюджетной консолидации не должны отодвигать на задний план меры, связанные с оздоровлением государственных финансов в среднесрочном периоде. Таким образом, после нивелирования проявлений нестабильности на международных рынках Украине следует продолжить политику бюджетной консолидации, что создает весомые предпосылки для устойчивого роста экономики в долгосрочной перспективе.
Международные сравнения свидетельствуют о наличии существенного потенциала для бюджетной консолидации в Украине. Так, в 2011 г. расходы общего правительства в Украине (с учетом местных органов и фондов обязательного социального страхования) составляли 45,2% ВВП, что на 3 процентных пункта превышало средний уровень расходов в развитых странах и на 17 процентных пунктов - средний уровень в странах с формирующимися рынками (табл. 3); на расходы общего правительства в странах с формирующимися рынками приходилось 28,5% ВВП.
Таблица 3. Расходы сектора общего государственного управления (% ВВП)
Страны и группы стран |
Годы | |||||||||
2006 |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
2011 |
2012 (прогноз) |
2013 (прогноз) |
2014 (прогноз) | ||
Страны с формирую- | ||||||||||
щимися рынками: | ||||||||||
Аргентина………………. |
30,8 |
33,6 |
34,2 |
37,9 |
38,8 |
40,0 |
39,4 |
38,9 |
39,2 | |
Бразилия…………………. |
39,5 |
38,3 |
37,7 |
38,1 |
39,4 |
38,8 |
38,6 |
38,8 |
38,7 | |
Болгария…………………. |
33,6 |
34,9 |
35,2 |
36,2 |
36,6 |
34,6 |
34,9 |
35,6 |
35,6 | |
Чили………………………. |
18,7 |
19,4 |
21,7 |
24,6 |
23,6 |
23,3 |
23,6 |
23,4 |
22,6 | |
Китай……………………. |
18,9 |
18,9 |
20,0 |
23,1 |
22,5 |
23,6 |
24,1 |
23,9 |
23,7 | |
Колумбия………………… |
28,1 |
28,2 |
26,3 |
29,1 |
29,0 |
28,7 |
28,6 |
28,5 |
28,4 | |
Венгрия…………………… |
52,2 |
50,6 |
49,2 |
51,4 |
49,5 |
48,4 |
48,8 |
48,8 |
48,8 | |
Индия……………………… |
25,7 |
26,0 |
27,5 |
29,3 |
28,0 |
27,1 |
27,1 |
27,3 |
27,3 | |
Индонезия………………. |
20,1 |
20,3 |
21,3 |
18,3 |
18,2 |
19,0 |
18,9 |
18,5 |
18,1 | |
Иордания………………… |
36,4 |
37,0 |
34,4 |
34,9 |
30,4 |
32,3 |
32,1 |
31,3 |
31,4 | |
Казахстан………………… |
19,8 |
24,1 |
26,7 |
23,4 |
22,5 |
22,8 |
24,1 |
24,5 |
24,6 | |
Латвия……………………. |
36,7 |
35,7 |
43,1 |
44,1 |
43,4 |
39,3 |
38,5 |
36,0 |
34,5 | |
Литва………………………. |
33,7 |
34,8 |
37,3 |
43,9 |
42,1 |
39,3 |
38,6 |
37,7 |
36,6 | |
Малайзия………………… |
27,1 |
27,9 |
28,8 |
32,4 |
28,5 |
29,7 |
27,9 |
28,0 |
27,7 | |
Мексика…………………. |
22,8 |
23,1 |
24,6 |
28,3 |
26,9 |
26,2 |
24,5 |
24,4 |
24,3 | |
Марокко…………………. |
29,4 |
30,1 |
31,8 |
31,1 |
31,9 |
34,5 |
32,6 |
32,4 |
31,8 | |
Пакистан…………………. |
18,4 |
20,8 |
22,3 |
19,9 |
20,3 |
19,1 |
19,5 |
19,3 |
19,2 | |
Перу………………………. |
18,2 |
17,7 |
18,9 |
20,9 |
20,3 |
19,1 |
19,8 |
20,0 |
19,9 | |
Филиппины……………. |
19,1 |
19,0 |
18,6 |
20,1 |
19,2 |
18,1 |
19,2 |
18,7 |
18,7 | |
Польша……………………. |
43,9 |
42,2 |
43,2 |
44,5 |
45,4 |
44,5 |
44,0 |
43,8 |
43,4 | |
Румыния…………………. |
33,7 |
35,4 |
37,0 |
38,5 |
38,7 |
35,5 |
34,0 |
33,5 |
33,6 | |
Россия……………………. |
31,1 |
33,1 |
34,3 |
41,4 |
39,0 |
36,8 |
38,1 |
37,1 |
36,5 | |
Саудовская Аравия…. |
32,0 |
34,6 |
31,6 |
45,6 |
42,0 |
39,9 |
35,1 |
38,6 |
39,7 | |
Южная Африка………. |
26,9 |
28,1 |
30,2 |
33,1 |
32,3 |
32,0 |
31,7 |
31,4 |
31,1 | |
Таиланд…………………… |
20,1 |
21,3 |
21,2 |
24,0 |
23,2 |
23,3 |
24,3 |
24,3 |
24,5 | |
Турция……………………. |
32,8 |
33,3 |
33,8 |
37,7 |
35,4 |
34,2 |
34,2 |
33,9 |
33,5 | |
Украина…………………. |
44,6 |
43,8 |
47,4 |
48,6 |
48,5 |
45,2 |
43,6 |
42,1 |
41,9 | |
В среднем…………………. |
33,9 |
33,8 |
35,0 |
38,2 |
37,0 |
36,3 |
35,8 |
35,1 |
34,6 | |
Развитые страны………. |
38,7 |
38,6 |
40,4 |
44,5 |
43,3 |
42,7 |
42,0 |
41,2 |
40,6 | |
Страны с формирую- | ||||||||||
щимися рынками……… |
26,1 |
26,4 |
27,2 |
29,7 |
28,8 |
28,5 |
28,5 |
28,2 |
28,0 | |
Страны еврозоны………. |
46,7 |
46,0 |
47,2 |
51,1 |
50,9 |
49,4 |
49,1 |
48,7 |
48,2 | |
«Большая семерка»……. |
39,2 |
39,1 |
41,1 |
45,5 |
44,2 |
43,7 |
42,9 |
42,2 |
41,5 | |
«Большая двадцатка»… |
33,6 |
33,4 |
34,6 |
38,0 |
36,6 |
36,1 |
35,6 |
34,9 |
34,4 | |
Публикации по экономике >>>
Новая экономика
В последних десятилетиях XX века мы стали
свидетелями появления новой стадии развития человечество - стадии построения
постиндустриального общества. Постиндустриальное общество - это общество, в
экономике которого в результате научно-технической революции и существенного
роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства
товаров к производству услуг. Производственным ресурсом становятся ...
Деятельность туристической фирмы Мади Тур
Фирмы, предлагающие вам отправиться на другой конец света, обычно
представляют собой один из двух вариантов: туроператоры и турагенты.
Туроператор - оптовая туристическая фирма, занимающаяся разработкой
туров, рассчитанных на массовый потребительский спрос, их рекламой и сбытом
через сеть розничных турагентств.
Туроператор сам формирует турпродукт. Он выходит на зарубежных партнеров
и напрямую заключает с н ...