Естественные монополии в России

работает во Франции - одном из крупнейших в мире экспортеров электроэнергии".

Газовая промышленность.

Путем преобразования Государственного газового концерна в феврале 1993г. создано РАО "Газпром", в 1999г. оно преобразовано в ОАО "Газпром" в соответствии с требованиями законодательства об акционерных обществах. На его долю приходится около 25% всех поступлений в федеральный бюджет. "Газпром" - крупнейший кредитор российской экономики. ОАО "Газпром" принадлежит около 30% европейского газового рынка (21% поставок в Западную и 56% в Восточную Европу). За рубежом он располагает огромными активами, в основном в виде долей в компаниях, владеющих газотранспортными и газораспределительными системами. "Газпром" включает 8 газодобывающих объединений и 13 региональных газотранспортных предприятий, а также внешнеэкономическое предприятие "Газэкспорт"; они осуществляют около 95% добычи и 100% транспортировки газа.

Уникальность ресурсной базы и наличие развитой системы газопроводов определяет устойчивость позиций "Газпрома" на мировом рынке. В создании единой системы газоснабжения Россия опередила страны Западной Европы, где подобная система только начинает формироваться. Так, в Германии "Газпром" имеет мощную систему газопроводов, позволяющую выйти непосредственно на потребителя и тем самым существенно повысить выручку от реализации газа. "Газпром" создал ряд альянсов с крупнейшими западными корпорациями, позволивших объединить технологический, финансовый и научно-технический потенциал компаний. Так, объединение с группой "Wmtershall" (дочернем предприятии концерна "BASF") дает "Газпрому" возможность контролировать до 10% рынка Германии с перспективой увеличения этой доли.

Входящие в систему "Газпрома" как крупные, так и менее значимые предприятия фактически остаются его производственными подразделениями, они не являются собственниками ни своих активов, включая права на недропользование, ни своих доходов. С правовой точки зрения - это унитарные предприятия, учрежденные ОАО и основанные на праве оперативного управления.

Железнодорожный транспорт.

На долю железных дорог приходится около 77% грузооборота всех видов транспорта общего пользования страны и 45% пассажирооборота, что сопоставимо по объемам с автомобильными перевозками.

Основная продукция отрасли (перевозки) создается, как правило, несколькими предприятиями - железными дорогами, то есть на уровне всей отрасли. Отсюда необходимость централизованного формирования и распределения доходов от перевозок, аккумулирования финансовых ресурсов для развития железнодорожной сети, приобретения и ремонта железнодорожного состава, внедрения достижении научно-технического прогресса.

В России показатели производительности российских железных дорог, оцениваемых по количеству тонно-километров, приходящихся на одного занятого на перевозках в 2,5 - 3 раза выше, чем в Англии, Франции, Германии н Китае. При этом время оборота вагонов в нашей стране в 2-3 раза меньше, чем в США, несмотря на большие расстояния перевозок. В Западной Европе железные дороги нерентабельны: убытки достигают 50% и компенсируются государственными дотациями. В России же убытки пассажирского транспорта покрываются за счет работы грузового, а железные дороги в целом работают с прибылью (при том, что средний железнодорожный тариф в России в 8-10 раз ниже, чем в западных странах).

Табл. 1. "Крупнейшие естественные монополии в России и их влияние на национальную экономику"

Показатели

Ед. изм.

Газпром

РАО "ЕЭС" России

МПС

Всего три монополии

Всего экономика

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Всего

Доля в экономике %

Количество занятых

Тыс. чел

306,3

0,5

681

1.1

1605

2,5

2592

4,0

64300

Валовой выпуск

Млрд. руб.

647,9

5,2

351,6

2,8

246,8

2,0

1240

10,0

12420

Валовая добавленная стоимость

Млрд. руб.

497,3

7,0

232,1

3,3

226,4

3,2

956

13,5

70634,4

Основные средства

Млрд. pуб.

1117,5

7,0

1873,2

11,7

1486,2

9,3

4477

27,9

16042,3

Капитальные вложения

Млрд. pуб.

99,7

8,6

39,2

3,4

100,8

8,7

240

20,6

1165,2

Прибыль (сальдирован финансовый результат по РФ)

Млрд. pуб.

125,2

10,5

22,6

1,9

44,9

3,8

193

16,2

1190,6

Налоги

Млрд. pуб.

207,8

12,2

45,6

2,7

64,2

3,8

318

18,6

1707,6

Экспорт

Млрд. долл

16,1

15,6

0,3

0,2

-

-

16

15,9

103,0

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Малый инновационный бизнес в Беларуси
Проанализировав современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий, конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой конкурен ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.