Проблемы развития инновационной экономики в Российской Федерации

Приоритетным направлением для экономического развития Российской Федерации является инновационный путь. При этом необходимо отметить, что реальных предпосылок для преобразования экономики России в инновационно-ориентированную на данный момент практически нет, вследствие чего реализация указанного варианта развития возможна только при условии значительного содействия здесь со стороны государства. Однако, на сегодняшний день, несмотря на созданную во многих регионах инфраструктуру по поддержке инновационной деятельности (инвестиционно-венчурные фонды, технопарки, бизнес-инкубаторы и т.п.) в большинстве случаев она находится в неработоспособном состоянии.

Зачастую бизнес-инкубаторы превращаются (после многомесячного простоя) в офисные центры, основным видом деятельности которых является сдача помещений в аренду. Таким образом, само по себе создание венчурных фондов, технопарков и бизнес-инкубаторов не приводит к автоматическому проведению в жизнь инновационной политики экономического развития. Следовательно, перевод экономики России на инновационный путь развития требует дополнительных усилий по созданию в государстве необходимых и достаточных для этого условий.

Инновации в Российской Федерации играют большую роль в развитии всей экономики страны. Однако они реализуются не на всех предприятиях и являются частными инициативами отдельных представителей бизнеса. Почему дела обстоят именно так, несмотря на то, что каждому руководителю известна теория жизненного цикла продукта, в соответствии с которой отсутствие инноваций приводит к упадку организации?

В первую очередь, описанная ситуация возникает вследствие того, что персонал предприятий и организаций не готов к масштабному осуществлению инноваций, и, более того, достаточно редко бывает заинтересован в совершенствовании своих умений и навыков для внедрения инноваций в организации.

Второй причиной можно считать недостаточно развитую инфраструктуру. Несмотря на предоставление льгот инновационным предпринимательским структурам в рамках функционирования венчурных фондов, технопарков и бизнес-инкубаторов, их размер является недостаточным для того, чтобы обеспечить, например, стабильное развитие инновационно-производственной компании. Предлагаемые льготы могут обеспечить становление и развитие, прежде всего, компаний, работающих в сырьевом секторе экономики. В данном сегменте инновации также возможны, однако, они не смогут обеспечить равномерного и разнопланового инновационного развития экономики, что является задекларированной целью российского правительства.

Третьей причиной фактического отсутствия инноваций на российских предприятиях является периодический недостаток необходимого количества денежных средств (просто для обеспечения жизнедеятельности предприятий). Вследствие этого поступающие денежные средства используются для «затыкания дыр», а не для развития.

Все перечисленные тенденции являются следствием того, что концептуальным подходом к управлению предприятиями в нашей стране является, так называемая, традиционная управленческая политика, в рамках которой предприятие ориентируется не на развитие своих сильных сторон, а на устранение слабых. Традиционный подход характеризуется:

‑ ориентацией на поиск слабых сторон и их устранение;

‑ стратегией предприятия, учитывающей только имеющиеся в его распоряжении ресурсы;

‑ ориентацией на минимизацию рисков в условиях существующих ограничений.

Нетрадиционный подход, в свою очередь, ориентирован на обнаружение и развитие сильных сторон предприятия, разрабатываемая стратегия подразумевает развитие потенциала предприятия, в том числе и скрытого. Кроме того, нетрадиционный подход предполагает систематизацию рисков с целью перевода их в категорию управляемых и использование нетрадиционных решений для преодоления препятствий.

Таким образом, деятельность организации при реализации программы инновационного развития в соответствии с нетрадиционным подходом заключается в решении следующих задач:

‑ приведения ресурсов в соответствие с целью реализуемой инновационной стратегией (включает в себя активацию скрытого потенциала предприятия);

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Процесс организации аналитической деятельности на предприятии торговли
Данная тема актуальна, потому что организация аналитической деятельности на предприятии торговли способствует своевременному принятию разумных и обоснованных управленческих решений и повышает эффективность деятельности предприятия. На современном этапе развития нашей экономики вопрос организации аналитической деятельности на предприятии торговли является актуальным, т.к. от финансового состояния предприятия за ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.