Направления совершенствования разработки и реализации региональной инновационной политики

В настоящее время в Саратовской области созданы реальные предпосылки для формирования эффективной системы управления инновационной деятельностью. Однако существующая структура органов власти в области разработки и реализации инновационной политики требует существенных преобразований.

В первую очередь, по нашему мнению, необходимо создание регионального координационного инновационного органа. Введение данной структуры в систему управления инновационной сферой является целесообразным в виду необходимости четкого закрепления за ним полномочий в области разработки и реализации инновационной политики в регионе. В настоящий момент такого органа управления не существует и все функции в указанной области регулирования разбросаны по различным министерствам и ведомствам. Следовательно, нет и четкой системы ответственности за разработку инновационной политики в регионе. Поэтому, на наш взгляд, решением данной проблемы будет включение в сферу ведения министерства инновационной политики области вопросов управления инновационной деятельностью в регионе и преобразование его в министерство региональной инвестиционной и инновационной политики. Такое сочетание двух видов экономической политики в рамках одного ведомства мы считаем оправданным в связи с выбранной кластерной политикой развития экономики региона, в результате которой область должна превратиться в территорию инвестиций. И в этой связи необходимо учитывать тот факт, что важнейшей предпосылкой кластеризации является наличие высокотехнологичных предприятий, технопарков и других элементов инновационного комплекса, которые не могут эффективно функционировать без проведения грамотной инновационной политики. Поэтому, на наш взгляд, между инновационной и инвестиционной политиками необходимо установить правильное соотношение, базирующееся на учете таких важнейших принципов, как признание первичности научно-технического потенциала по отношению к изменениям, намечаемым в рамках структурной политики и принципа подчиненности инвестиционной политики приоритетным задачам преобразований, проводимых на инновационной основе. Подобная расстановка приоритетов будет наиболее возможна при тесном сотрудничестве ведомств, занимающихся вопросами инвестиций и инноваций в рамках министерства инвестиционной и инновационной политики.

Так же, по нашему мнению, было бы правильнее передать указанному министерству функции министерства экономического развития и торговли в области разработки мероприятий по развитию инвестиционной и инновационной деятельности на территории региона и организации конкурсного отбора программ и проектов хозяйствующих субъектов для оказания поддержки за счет средств областного бюджета. В свою очередь необходимо усилить меры по взаимодействию между данными министерствами в области развития и поддержки малого предпринимательства.

Нужным, на наш взгляд, является перенесение отдела инновационных программ и проектов из министерства промышленности и энергетики в министерство инвестиционной и инновационной политики. Целью данного преобразования служит необходимость концентрации вопросов учета и оценки инновационных проектов и программ в рамках выбранного органа управления инновационной сферой.

Мониторинг, создание прозрачной информационной среды и содействие вовлечению в хозяйственных оборот объектов интеллектуальной собственности можно делегировать другому территориальному исполнительному органу - региональному центру трансфера и коммерциализации технологий, который в частности прорабатывал бы предложения о конкретных инновационных проектах для программ специализации региона. Данный центр может заниматься вопросами создания при университетах офисов по лицензированию и трансферу технологий. Основное достояние университетов - это интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой должна служить для них стимулом и дополнительным источником дохода.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Малое предпринимательство
Предпринимательство - неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Предпринимате ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.