Направления совершенствования разработки и реализации региональной инновационной политики

В настоящее время в Саратовской области созданы реальные предпосылки для формирования эффективной системы управления инновационной деятельностью. Однако существующая структура органов власти в области разработки и реализации инновационной политики требует существенных преобразований.

В первую очередь, по нашему мнению, необходимо создание регионального координационного инновационного органа. Введение данной структуры в систему управления инновационной сферой является целесообразным в виду необходимости четкого закрепления за ним полномочий в области разработки и реализации инновационной политики в регионе. В настоящий момент такого органа управления не существует и все функции в указанной области регулирования разбросаны по различным министерствам и ведомствам. Следовательно, нет и четкой системы ответственности за разработку инновационной политики в регионе. Поэтому, на наш взгляд, решением данной проблемы будет включение в сферу ведения министерства инновационной политики области вопросов управления инновационной деятельностью в регионе и преобразование его в министерство региональной инвестиционной и инновационной политики. Такое сочетание двух видов экономической политики в рамках одного ведомства мы считаем оправданным в связи с выбранной кластерной политикой развития экономики региона, в результате которой область должна превратиться в территорию инвестиций. И в этой связи необходимо учитывать тот факт, что важнейшей предпосылкой кластеризации является наличие высокотехнологичных предприятий, технопарков и других элементов инновационного комплекса, которые не могут эффективно функционировать без проведения грамотной инновационной политики. Поэтому, на наш взгляд, между инновационной и инвестиционной политиками необходимо установить правильное соотношение, базирующееся на учете таких важнейших принципов, как признание первичности научно-технического потенциала по отношению к изменениям, намечаемым в рамках структурной политики и принципа подчиненности инвестиционной политики приоритетным задачам преобразований, проводимых на инновационной основе. Подобная расстановка приоритетов будет наиболее возможна при тесном сотрудничестве ведомств, занимающихся вопросами инвестиций и инноваций в рамках министерства инвестиционной и инновационной политики.

Так же, по нашему мнению, было бы правильнее передать указанному министерству функции министерства экономического развития и торговли в области разработки мероприятий по развитию инвестиционной и инновационной деятельности на территории региона и организации конкурсного отбора программ и проектов хозяйствующих субъектов для оказания поддержки за счет средств областного бюджета. В свою очередь необходимо усилить меры по взаимодействию между данными министерствами в области развития и поддержки малого предпринимательства.

Нужным, на наш взгляд, является перенесение отдела инновационных программ и проектов из министерства промышленности и энергетики в министерство инвестиционной и инновационной политики. Целью данного преобразования служит необходимость концентрации вопросов учета и оценки инновационных проектов и программ в рамках выбранного органа управления инновационной сферой.

Мониторинг, создание прозрачной информационной среды и содействие вовлечению в хозяйственных оборот объектов интеллектуальной собственности можно делегировать другому территориальному исполнительному органу - региональному центру трансфера и коммерциализации технологий, который в частности прорабатывал бы предложения о конкретных инновационных проектах для программ специализации региона. Данный центр может заниматься вопросами создания при университетах офисов по лицензированию и трансферу технологий. Основное достояние университетов - это интеллектуальная собственность, коммерческая реализация которой должна служить для них стимулом и дополнительным источником дохода.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Исследование о природе и причинах богатства народов
Изучение на любом этапе чего-то оригинального и выдающегося в экономической науке вызывает, как мне кажется, заметно больший интерес, нежели то, о чём говорится и пишется, сплошь и рядом на каждом шагу некоторым кругом людей, связанных каким-то образом с данной сферой. И труды, идеи величайшего английского экономиста конца XVIII в. Адама Смита, на мой взгляд, можно отнести именно к таким. Для этого достаточным б ...

Естественные монополии и их место в экономике России
Одной из главных проблем современного периода российской экономики, не разрешенных до настоящего времени, является формирование конкурентных рынков Российской Федерации, в том числе, в сфере естественных монополий. Предприятия естественных монополий, в комплексе образующие производственную инфраструктуру государства, являются базой для оживления и дальнейшего развития отечественной промышленности, развития реаль ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.