Мультипликатор инвестиций

Проблема эффективного использования инвестиционных средств всегда находилась в центре внимания прикладной экономики. существенно возросли требования, предъявляемые заказчиками к определению экономической эффективности внедряемых мероприятий. Ранее считалось, что любое улучшение потребительских свойств продукции обязательно проявит себя и обеспечит соответствующий этому изменению экономический эффект. Однако это не всегда так. В разных экономических системах потребительские свойства различных объектов и мероприятий проявляют себя по-разному. Более того, в зависимости от структуры экономической системы они могут не проявить себя вообще. С другой стороны, сама экономическая система подвержена воздействию различных внешних факторов: конкуренции, инфляции, изменению спроса и другим. В условиях действия этих факторов сами потребительские свойства начинают проявлять себя по-иному. Однако это не учитывается в расчетах сравнительной эффективности. Проявление инфляции обычно не имеет отношения к физическим проявлениям потребительских свойств, но имеет отношение к отображению экономической эффективности. В связи с этим на современном этапе заказчиками предъявляются требования к оценке реальной экономической эффективности наряду со сравнительной и абсолютной эффективностью конкретного мероприятия.

Установление реальной экономической эффективности достигается определением мультипликативных связей между компонентами макропоказателей в данной экономической системе и их структурными соотношениями по видам деятельности и структурным образованиям, включая отдельные виды технологий. Расчет мультипликативных соотношений (мультипликаторов) производится по фактическим данным о результатах функционирования рассматриваемой экономической системы.

В предлагаемой методике задействовано два дополнительных критерия оценки инвестиций:

во-первых, динамический критерий окупаемости, предполагающий динамическое превышение размера эффекта, образованного за счет полученной прибыли и некоторой сопутствующей реальной экономии затрат и издержек, над капитальными вложениями (далее капвложения - КВЛ) в данное мероприятие;

во-вторых, критерий сравнения периода окупаемости данного мероприятия с фактическим размером срока окупаемости капвложений в данной экономической системе.

Дж. Кейс определил роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней - доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Так называемая теория «мультипликатора».

МУЛЬТИПЛИКАТОР(от лат. multiplicator - умножающий) - 1) экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а следовательно, и дохода). Численно мультипликатор (М) больше единицы и равен отношению:

М = 1/MPS,

где MPS - максимальная склонность потребителя к сбережению средств. Так как

= 1 - MPC,

где MPC - предельная склонность потребителя к потреблению (доля дохода, затрачиваемая на потребление), то ясно, что мультипликатор M превышает по величине единицу (M > 1). Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВНП к изменению объема инвестиций, вызвавшему этот прирост; 2) отношение стоимости предприятия к показателям, характеризующим его финансово-хозяйственную деятельность (прибыль, выручка от продаж, производственная мощность, стоимость активов). Например, если стоимость предприятия составляет 30 млн руб., а годовая выручка - 10 млн руб., то мультипликатор по отношению к выручке равен 3; 3) мультипликатор банковский(депозитный) представляет отношение увеличения общей суммы денег в обращении к обусловившему его приращению денег, находящихся на депозитах в банке.

Что же представляет собой модель мультипликатора? Это макроэкономическая теория, которая используется для объяснения того, как определяется объем выпуска в коротком периоде. Слово "мультипликатор" появилось благодаря тому, что с помощью этой модели была обнаружена интересная закономерность: увеличение расходов (например, инвестиций) на 1 доллар приводит к увеличению ВВП больше, чем на 1 доллар. Эта модель показывает, как прирост инвестиций, государственных расходов или налогов, изменение сальдо торгового баланса влияют на объем производства и занятость в экономике с недоиспользованием ресурсов.

Публикации по экономике >>>

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Малое предпринимательство
Актуальность данной темы определена в первую очередь объективно значительной ролью малого предпринимательства в современной социально ориентированной рыночной экономике. В работе дается характеристика сущности малого предпринимательства, отмечены положительные аспекты их деятельности. Рассмотрены причины мешающие развитию малых предприятий. Приведены фактические данные, характеризующие влияние малого предпри ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.