Мультипликатор инвестиций

Проблема эффективного использования инвестиционных средств всегда находилась в центре внимания прикладной экономики. существенно возросли требования, предъявляемые заказчиками к определению экономической эффективности внедряемых мероприятий. Ранее считалось, что любое улучшение потребительских свойств продукции обязательно проявит себя и обеспечит соответствующий этому изменению экономический эффект. Однако это не всегда так. В разных экономических системах потребительские свойства различных объектов и мероприятий проявляют себя по-разному. Более того, в зависимости от структуры экономической системы они могут не проявить себя вообще. С другой стороны, сама экономическая система подвержена воздействию различных внешних факторов: конкуренции, инфляции, изменению спроса и другим. В условиях действия этих факторов сами потребительские свойства начинают проявлять себя по-иному. Однако это не учитывается в расчетах сравнительной эффективности. Проявление инфляции обычно не имеет отношения к физическим проявлениям потребительских свойств, но имеет отношение к отображению экономической эффективности. В связи с этим на современном этапе заказчиками предъявляются требования к оценке реальной экономической эффективности наряду со сравнительной и абсолютной эффективностью конкретного мероприятия.

Установление реальной экономической эффективности достигается определением мультипликативных связей между компонентами макропоказателей в данной экономической системе и их структурными соотношениями по видам деятельности и структурным образованиям, включая отдельные виды технологий. Расчет мультипликативных соотношений (мультипликаторов) производится по фактическим данным о результатах функционирования рассматриваемой экономической системы.

В предлагаемой методике задействовано два дополнительных критерия оценки инвестиций:

во-первых, динамический критерий окупаемости, предполагающий динамическое превышение размера эффекта, образованного за счет полученной прибыли и некоторой сопутствующей реальной экономии затрат и издержек, над капитальными вложениями (далее капвложения - КВЛ) в данное мероприятие;

во-вторых, критерий сравнения периода окупаемости данного мероприятия с фактическим размером срока окупаемости капвложений в данной экономической системе.

Дж. Кейс определил роль инвестиций в росте объема национального дохода и занятости. Рост инвестиций вызывает вовлечение в производство дополнительных рабочих, т.е. увеличивает занятость, а с ней - доход и потребление. Особое значение имеет тот факт, что первоначальное увлечение занятости, вызванное новыми инвестициями, приводит к дополнительному росту занятости и дохода в связи с необходимостью удовлетворения спроса дополнительных рабочих. Так называемая теория «мультипликатора».

МУЛЬТИПЛИКАТОР(от лат. multiplicator - умножающий) - 1) экономический показатель, величина которого характеризует степень, в которой увеличение инвестиционного спроса или самих инвестиций порождает изменение объема выпуска продукции и потребительского спроса на эту продукцию (а следовательно, и дохода). Численно мультипликатор (М) больше единицы и равен отношению:

М = 1/MPS,

где MPS - максимальная склонность потребителя к сбережению средств. Так как

= 1 - MPC,

где MPC - предельная склонность потребителя к потреблению (доля дохода, затрачиваемая на потребление), то ясно, что мультипликатор M превышает по величине единицу (M > 1). Мультипликатор определяется также отношением прироста равновесного ВНП к изменению объема инвестиций, вызвавшему этот прирост; 2) отношение стоимости предприятия к показателям, характеризующим его финансово-хозяйственную деятельность (прибыль, выручка от продаж, производственная мощность, стоимость активов). Например, если стоимость предприятия составляет 30 млн руб., а годовая выручка - 10 млн руб., то мультипликатор по отношению к выручке равен 3; 3) мультипликатор банковский(депозитный) представляет отношение увеличения общей суммы денег в обращении к обусловившему его приращению денег, находящихся на депозитах в банке.

Что же представляет собой модель мультипликатора? Это макроэкономическая теория, которая используется для объяснения того, как определяется объем выпуска в коротком периоде. Слово "мультипликатор" появилось благодаря тому, что с помощью этой модели была обнаружена интересная закономерность: увеличение расходов (например, инвестиций) на 1 доллар приводит к увеличению ВВП больше, чем на 1 доллар. Эта модель показывает, как прирост инвестиций, государственных расходов или налогов, изменение сальдо торгового баланса влияют на объем производства и занятость в экономике с недоиспользованием ресурсов.

Публикации по экономике >>>

Механизм формирования прибыли предприятия на примере ОАО Алтайкрайгазсервис
Прибыль как конечный финансовый результат на всех этапах развития экономики всегда имела огромное значение для эффективной работы предприятий и организаций. Значение прибыли для хозяйствующих субъектов существенно возрастает, так как от этого зависит дальнейшее повышение эффективности их деятельности, конкурентоспособность и кредитоспособность. Грамотное, эффективное управление формированием прибыли предусматр ...

Комплексный анализ хозяйственной деятельности ОАО КААЗ
В условиях рыночной экономики целью любого предприятия является получение максимально возможной прибыли. В этих условиях могут осуществлять свою производственно-финансовую деятельность только те предприятия, которые получают от нее наивысший экономический результат. Те же предприятия, которые работают неэффективно, малорентабельно, тем более убыточно, нежизнеспособны. Они неизбежно разоряются и прекращают свое с ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.