Методы проведения аналитической работы

- анализ относительных показателей (коэффициентов) - расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

- сравнительный (пространственный) анализ - это как внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов, так и межхозяйственный анализ показателей данной фирмы с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними хозяйственными данными;

- факторный анализ - анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Причем факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), когда дробят на составные части, так и обратным (синтез), когда его отдельные элементы соединяют в общий результативный показатель.

При анализе ряда экономических явлений, процессов используются не один - три показателя, а целая система показателей, что вызывает объективную необходимость разработки или использования готовой методики его проведения.

Под методикой понимается совокупность способов, правил наиболее целесообразного выполнения какой либо работы. В экономическом анализе методика представляет собой совокупность аналитических способов и правил исследования экономики предприятия. Различают общую и частную методику. Первая представляет систему исследования, используемая при изучении различных объектов экономического анализа в различных отраслях экономики. Частная методика, в свою очередь, конкретизирует общую относительно к определенным отраслям экономики.

Любая методика анализа будет представлять собой наказ или методологические советы по исполнению аналитического исследования.

Методика включает: задачи и формулировки целей анализа; объекты анализа; системы показателей, с помощью которых будет исследоваться объект; советы по последовательности и периодичности проведения анализа; описание способов исследования изучаемых объектов; источники данных, на основании которых производится анализ; указания по организации анализа (какие лица, службы будут проводить отдельные части анализа); технические средства, которые целесообразно использовать для аналитической обработки информации; характеристики документов, которыми лучше всего оформлять результаты анализа.

Различают несколько методологических приемов (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Основные методы анализа и диагностики финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Название методов

Содержание методов

Неформализованные методы

Логическое, субъективное исследование

- экспертный

Оценка ситуации высококлассными специалистами

- морфологический

Систематизация наборов альтернативных решений по возможным сочетаниям вариантов и выбор сначала приемлемых, а затем наиболее эффективных вариантов

- рейтинговый

Систематизация, ранжирование и определение наилучших результатов по ряду показателей

- фактографический

Анализ зафиксированных фактов в СМИ, научных работах

- мониторинг

Детальный, систематический анализ изменений

- логическое моделирование

Построение сценариев, систем показателей, аналитических таблиц

- фундаментальный

Изучение основных тенденций и определение основных направлений динамики

- технический

Отражение желаемых сглаженных результатов

Формализованные методы

Строгие формализованные аналитические зависимости

- факторный

Выявление, классификация и оценка степени влияния отдельных факторов

- конъюнктурный

Установление текущего состояния с позиций соотношения спроса и предложения

- математический

Цепные подстановки, арифметическая разница, процентные числа, дифференциальный, логарифмический, интегральный анализ, расчет простых и сложных процентов, дисконтирование.

- статистический

Корреляционный, регрессионный, дисперсионный, кластерный, экстраполярный, ковариационный анализ; методы главных компонент, средних и относительных величин, группировки; графический и индексный методы обработки рядов динамики

- методы исследования операций и принятия решения

Использование теории графов, игр, массового обслуживания; построение деревьев целей и ресурсов, байесовский анализ, сетевое планирование

- экономические

Матричный, гармонический, спектральный анализ, производственные функции, межотраслевой бизнес

- экономико-математическое моделирование и оптимальное программирование

Дескриптивные (описательные), предикативные (предсказательные, прогностические) и нормативные модели; системный анализ, машинная интуиция; линейное, нелинейное, динамическое, выпуклое программирование

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Коммерческий анализ деятельности коммунального предприятия Крымтеплокоммунэнерго
Современный индустриальный профиль большинства стран мира, даже при условии их высокотехнологичного развития, в значительной степени формируется под влиянием фундаментальных секторов экономики, которые в ее отраслевой структуре являются наиболее энергоемкими. Собственно, это и обусловливает сохранение устойчивой макроэкономической зависимости между объемами производства и потребления теплоэнергоресурсов, а усто ...

Производственная программа производства алюминия-сырца
Планирование является важнейшей частью деятельности предприятия. На основе системы планов осуществляется организация работ, контроль за выполнением плановых показателей. Планирование составляет часть менеджмента. Оно позволяет предвидеть цели организации, результаты её деятельности и ресурсы, необходимые для этой деятельности. Соблюдение принципов планирования позволяет избежать ошибок планирования. К принцип ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.