Виды инфляции и основные показатели, которые её характеризуют
Инфляция - рост цен в экономике, приводящий к снижению покупательной способности денег. [1, с.329]
Виды инфляции:
ü Инфляция спроса - инфляция, порождаемая избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.
ü Инфляция предложения (издержек) - это инфляция, означающая рост цен, который был вызван возрастанием издержек производства из-за недоиспользования производственных ресурсов. В данном случае повышение издержек на единицу продукции уменьшает объем предлагаемой продукции при существующем уровне цен.
ü Сбалансированная инфляция -цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.
ü Несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг у другу в различных пропорциях.
ü Прогнозируемая инфляция - инфляция, учитываемая в ожиданиях и поведении экономических субъектов.
ü Непрогнозируемая инфляция - неожиданная инфляция для населения, потому что фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.
ü Социальная инфляция - инфляция, вызванная ростом издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды и т.д.
ü Преждевременная инфляция- инфляция, возникающая в экономике до достижения полной занятости. [9, с.10 - 11]
Виды инфляции в зависимости от темпов роста:
1. Умеренная инфляция (рост цен менее 10 % в год). Многие экономисты считают, что такая инфляция - элемент нормального развития экономики, ведь по их мнению, незначительная инфляция при определенных условиях способна стимулировать развитие производства а также модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Но в то же время всегда существует опасность выхода такой инфляции из-под государственного контроля. Она наиболее вероятно велика в странах, где нет отработанных механизмов регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и вдобавок характеризуется наличием структурных диспропорций.
2. Галопирующая инфляция (годовой рост цен от 10 до 100%). Преобладает в развивающихся странах, опасна для экономики и требует срочных антиинфляционных мер.
. Очень высокая инфляция - годовой темп роста цен свыше 100%. [4, с.140]
. Гиперинфляция (по Ф. Кейгену) - случай, когда среднемесячный темп роста цен равен более 50% в месяц или более 13000% в год. [1, с.179]
Индекс потребительских цен - один из важнейших показателей инфляции, характеризующий изменения стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг, приобретаемого населением. В ИПЦ усредняется движение цен на все многообразие товаров и услуг по всем городам страны. В нашей стране данный индекс рассчитывается не только для России в целом, а также и для отдельных экономических районов и субъектов Федерации. Процедура разработки индекса включает в себя следующие операции:
· Выбор товаров и услуг, приобретаемых населением,
· Регистрацию цен через регулярные промежутки времени.
· Комбинированные расчеты этих цен.
Индекс потребительских цен не предназначен для определения изменений в "уровне жизни" населения, хотя он может быть использован для характеристики изменений в стоимости некого постоянного стандарта.
Расчет ИПЦ идет в несколько этапов: сперва определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) по городу как частное от деления средних сопоставимых цен. На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения исследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации. Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации, а также доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, находятся сводные индексы цен в целом по группам различных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району и Российской Федерации в целом.
Публикации по экономике >>>
Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее
мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка,
является степень развития на нем конкурентных отношений.
Этимологически
слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение,
состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос
потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка.
Конкуренция выпол ...
Деятельность предприятия
Предприятие
- самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий
работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и
получения прибыли.
Предприятие
как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн),
отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К
числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имуще ...