Виды инфляции и основные показатели, которые её характеризуют

Инфляция - рост цен в экономике, приводящий к снижению покупательной способности денег. [1, с.329]

Виды инфляции:

ü Инфляция спроса - инфляция, порождаемая избытком совокупного спроса по сравнению с реальным объемом производства.

ü Инфляция предложения (издержек) - это инфляция, означающая рост цен, который был вызван возрастанием издержек производства из-за недоиспользования производственных ресурсов. В данном случае повышение издержек на единицу продукции уменьшает объем предлагаемой продукции при существующем уровне цен.

ü Сбалансированная инфляция -цены различных товаров остаются неизменными друг относительно друга.

ü Несбалансированная инфляция - цены различных товаров изменяются по отношению друг у другу в различных пропорциях.

ü Прогнозируемая инфляция - инфляция, учитываемая в ожиданиях и поведении экономических субъектов.

ü Непрогнозируемая инфляция - неожиданная инфляция для населения, потому что фактический темп роста уровня цен превышает ожидаемый.

ü Социальная инфляция - инфляция, вызванная ростом издержек, связанных с новыми общественными требованиями к качеству продукции, охране окружающей среды и т.д.

ü Преждевременная инфляция- инфляция, возникающая в экономике до достижения полной занятости. [9, с.10 - 11]

Виды инфляции в зависимости от темпов роста:

1. Умеренная инфляция (рост цен менее 10 % в год). Многие экономисты считают, что такая инфляция - элемент нормального развития экономики, ведь по их мнению, незначительная инфляция при определенных условиях способна стимулировать развитие производства а также модернизацию его структуры. Рост денежной массы ускоряет платежный оборот, удешевляет кредиты, способствует активизации инвестиционной деятельности и росту производства. Рост производства, в свою очередь, приводит к восстановлению равновесия между товарной и денежной массами при более высоком уровне цен. Но в то же время всегда существует опасность выхода такой инфляции из-под государственного контроля. Она наиболее вероятно велика в странах, где нет отработанных механизмов регулирования хозяйственной деятельности, а уровень производства невысок и вдобавок характеризуется наличием структурных диспропорций.

2. Галопирующая инфляция (годовой рост цен от 10 до 100%). Преобладает в развивающихся странах, опасна для экономики и требует срочных антиинфляционных мер.

. Очень высокая инфляция - годовой темп роста цен свыше 100%. [4, с.140]

. Гиперинфляция (по Ф. Кейгену) - случай, когда среднемесячный темп роста цен равен более 50% в месяц или более 13000% в год. [1, с.179]

Индекс потребительских цен - один из важнейших показателей инфляции, характеризующий изменения стоимости фактического фиксированного набора товаров и услуг, приобретаемого населением. В ИПЦ усредняется движение цен на все многообразие товаров и услуг по всем городам страны. В нашей стране данный индекс рассчитывается не только для России в целом, а также и для отдельных экономических районов и субъектов Федерации. Процедура разработки индекса включает в себя следующие операции:

· Выбор товаров и услуг, приобретаемых населением,

· Регистрацию цен через регулярные промежутки времени.

· Комбинированные расчеты этих цен.

Индекс потребительских цен не предназначен для определения изменений в "уровне жизни" населения, хотя он может быть использован для характеристики изменений в стоимости некого постоянного стандарта.

Расчет ИПЦ идет в несколько этапов: сперва определяются индивидуальные индексы цен по товару (услуге) по городу как частное от деления средних сопоставимых цен. На базе индивидуальных индексов цен по городам, участвующим в наблюдении, и территориальных весов определяются агрегатные индексы цен отдельных товаров, товарных групп и услуг в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации. В качестве территориального веса используется удельный вес численности населения исследуемой территории в общей численности населения Российской Федерации. Исходя из агрегатных индексов по товарам и услугам в целом по региону, экономическому району, Российской Федерации, а также доли расходов на их приобретение в потребительских расходах населения, находятся сводные индексы цен в целом по группам различных товаров и услуг, а также ИПЦ по региону, экономическому району и Российской Федерации в целом.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Деятельность предприятия
Предприятие - самостоятельный хозяйственный субъект, производящий продукцию, выполняющий работы и оказывающий услуги в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Предприятие как юридическое лицо - это предприятие (организация, фирма, концерн), отвечающее определенным признакам, установленным законодательством страны. К числу признаков юридического лица относятся: наличие своего имуще ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.