Развитие конкурентоспособности в процессе обучения

Развитие нашей страны в сторону рыночных отношений, несомненно, отразилось на всех общественных институтах. Такие экономические понятия как спрос, предложение и конкурентоспособность стали применяться и в оценке качества образования. Не последним критерием, подтверждающим целесообразность существования любого образовательного учреждения, является конкурентоспособность его выпускников.

Динамика изменяющихся требований к новым специалистам на рынке труда противоречит традиционной системе профессиональной подготовки специалистов, что порождает основную проблему повышения качества подготовки специалистов.

Реформирование системы высшего профессионального образования было обусловлено нормативно-правовой базой международных договоров и федеральных законов Болонской декларации, законом РФ «Об образовании», Национальной доктриной образования в Российской Федерации до 2025 г., Концепцией модернизации российского образования до 2010 г., Федеральной программой развития российского образования до 2010 г., Государственным стандартом высшего профессионального образования [15,16].

Анализ развития высшего профессионально образования показывает, что современный выпускник должен обладать определенными личностно-профессиональными качествами и компетенциями, которые имеют тенденцию к постоянному расширению и определяются конкуренцией между выпускниками на рынке труда [2].

Уточним понятийный аппарат, и рассмотрим определения конкуренции и конкурентоспособности.

С экономической точки зрения в определении понятия конкуренции делается акцент на субъектную составляющую, под которой понимается соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта. Г.Д. Азоев делает уточнение, которое определяет конкуренцию как «соперничество между людьми по достижению ими одной и той же цели» [1].

Определение, данное М. Портер, позволяет нам представить конкуренцию как динамичный и саморазвивающийся процесс [9], который жизненно необходим как обществу, так и личности. В этом случае, конкуренция является стимулом развития личности и смыслом ее деятельности.

С точки зрения педагогического процесса, согласно С. А. Прокопенко конкуренция может быть представлена совокупностью педагогических условий, состоящих из определенных «элементов: среда-противоречие, противоположность, недостаток, механизм-сигнал: взаимодействие, предпочтения и интерес-ресурс приобретение, развитие» [10]. Рассмотрение понятия в этом ключе позволяет педагогам высшей школы включать конкуренцию в педагогический процесс для повышения эффективности и качества подготовки.

Таким образом, конкуренция на рынке образовательных услуг проявляется как возникающие противоречия в задачах, целях и средствах их достижения, между спросом на конкурентоспособного специалиста и предложением, как способностью личности к проявлению различных уровней профессиональных компетенций, между набором личностных качеств и требованиями работодателей.

Следует отметить, что единство целей и задач профессиональной подготовки выступает в данном случае объединяющим элементом, а проявление различных уровней компетенции, которые можно представить, как личностные качества, размыкают единство с другими людьми, подчеркивая личностную значимость и своеобразие образа, предоставляя место для творчества.

Конкуренция между выпускниками обусловлена стремлением будущих специалистов к конкурентоспособности.

Конкурентоспособность на рынке труда - следует понимать как соответствие работников требованиям рынка, как совокупность характеристик, определяющую позиции конкретного работника или отдельных групп работников на рынке труда, позволяющую им претендовать на занятие определенных вакансий [12]. Понятие конкурентоспособности отражено в Законе «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (22 мая 1991 г.), где конкурентоспособность определяется как «состязательность хозяйствующих субъектов» [15,16].

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Инвестиционное проектирование в России сущность, этапы, особенности
Во всех развитых странах мира государство играет важную роль в развитии экономики. В руках правительства сосредоточены различные рычаги управления экономикой. Инвестиционную политику можно выделить отдельно т.к. это очень сложное направление работы. Инвестиции требую огромного количества средств, не приносят быстрых результатов. Но именно они являются основой экономики. Все без исключения государства заинтересо ...

Кафе Островок на 100 посадочных мест
После значительного реформирования, общественное питание в России активно развивается, причем больше всего развивается общедоступная коммерческая сеть предприятий общественного питания: рестораны, кафе, столовые, закусочные, бары. Для развития общедоступной сети предприятий общественного питания характерна тенденция среднего числа мест. Причина одна - предприятия общественного питания со средним количеством ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.