Развитие конкурентоспособности в процессе обучения
Д.В. Чернилевский, говоря о товаре, определяет, что конкурентоспособность - «относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение» [14].
В работе «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов» Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева и Н.А. Неудахина отметили комплекс групп элементов, определяющих конкурентоспособность выпускников вуза [6]:
Технические - специальность, специализация, в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, или превышение его, сферы и границы использования, получаемый документ и другие.
Экономические - затраты на подготовку специалиста.
Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, национальных и региональных особенностей в организации производства (подготовки выпускников), сбыта (трудоустройства и рекламы будущих специалистов).
В педагогических исследованиях «конкурентоспособность» представлена как:
стратегическое качество личности, позволяющее ему быть востребованным в условиях конкуренции как совокупность индивидуальных и личностных свойств, включая способности, черты характера и потребности, позволяющие успешно функционировать в профессиональной деятельности, общении и самореализации;
интегральное качество личности;
совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности функционировать в социуме;
интегральная характеристика личности к моменту окончания вуза;
совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов [2].
В психологических исследованиях понятию «конкурентоспособность» отведено определенное место. Конкурентоспособность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [21]. Также конкурентоспособность рассматривается, как способность человека выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов и соответствие качества рабочей силы спросу ее на рынке труда.
Такое широкое понимание данного определения позволяет сделать вывод о том, что психологический аспект понятия базируется на личностном развитии специалиста.
Предшествующим звеном развития конкурентоспособности является конкурентоориентированность.
Конкурентоориентированность - особая направленность мышления студента на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание в современном мире во всех его ситуациях и овладение технологией такой борьбы [12].
Современное молодое поколение студентов понимает необходимость саморазвития, повышения своих знаний, но вместе с тем, даже обладая блестящими знаниями, невозможно устроиться на успешную работу, если не изучать существующий рынок труда и не выполнять те требования, которые диктует рыночная экономика.
Молодые люди сталкиваются с большими трудностями при поиске работы или при направлении на практику. Это лишний раз подтверждает тот факт, что современный рынок молодых специалистов остро нуждается в подробном изучении, выявлении и развитии у студентов факторов обеспечения своей конкурентоспособности. В этой связи весьма актуальными становятся две проблемы: во-первых, конкурентоориентированность молодых людей; и, во-вторых, умение личными средствами способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности на рынке труда [12].
Публикации по экономике >>>
Комплексный экономический анализ деятельности промышленного предприятия ОАО Одесский завод поршневых колец
Анализ хозяйственной деятельности является важным элементом
в системе управления производством, действенным средством выявления
внутрихозяйственных резервов, основой разработки научно обоснованных
планов-прогнозов, управленческих решений и контроля за их выполнением с целью
повышения эффективности функционирования предприятия.
В современных условиях повышается самостоятельность
предприятий в принятии и реализации ...
Естественные монополии
Тема естественных монополий является одной из
самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных
монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно
выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и
достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения
высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в госу ...