Развитие конкурентоспособности в процессе обучения

Д.В. Чернилевский, говоря о товаре, определяет, что конкурентоспособность - «относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение» [14].

В работе «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов» Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева и Н.А. Неудахина отметили комплекс групп элементов, определяющих конкурентоспособность выпускников вуза [6]:

Технические - специальность, специализация, в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, или превышение его, сферы и границы использования, получаемый документ и другие.

Экономические - затраты на подготовку специалиста.

Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, национальных и региональных особенностей в организации производства (подготовки выпускников), сбыта (трудоустройства и рекламы будущих специалистов).

В педагогических исследованиях «конкурентоспособность» представлена как:

стратегическое качество личности, позволяющее ему быть востребованным в условиях конкуренции как совокупность индивидуальных и личностных свойств, включая способности, черты характера и потребности, позволяющие успешно функционировать в профессиональной деятельности, общении и самореализации;

интегральное качество личности;

совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности функционировать в социуме;

интегральная характеристика личности к моменту окончания вуза;

совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов [2].

В психологических исследованиях понятию «конкурентоспособность» отведено определенное место. Конкурентоспособность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [21]. Также конкурентоспособность рассматривается, как способность человека выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов и соответствие качества рабочей силы спросу ее на рынке труда.

Такое широкое понимание данного определения позволяет сделать вывод о том, что психологический аспект понятия базируется на личностном развитии специалиста.

Предшествующим звеном развития конкурентоспособности является конкурентоориентированность.

Конкурентоориентированность - особая направленность мышления студента на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание в современном мире во всех его ситуациях и овладение технологией такой борьбы [12].

Современное молодое поколение студентов понимает необходимость саморазвития, повышения своих знаний, но вместе с тем, даже обладая блестящими знаниями, невозможно устроиться на успешную работу, если не изучать существующий рынок труда и не выполнять те требования, которые диктует рыночная экономика.

Молодые люди сталкиваются с большими трудностями при поиске работы или при направлении на практику. Это лишний раз подтверждает тот факт, что современный рынок молодых специалистов остро нуждается в подробном изучении, выявлении и развитии у студентов факторов обеспечения своей конкурентоспособности. В этой связи весьма актуальными становятся две проблемы: во-первых, конкурентоориентированность молодых людей; и, во-вторых, умение личными средствами способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности на рынке труда [12].

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Несовершенная конкуренция и антимонопольное регулирование
Наиболее мощным фактором, диктующим общие условия функционирования того или иного рынка, является степень развития на нем конкурентных отношений. Этимологически слово конкуренция восходит к латинскому concurrentia, означающему столкновение, состязание. Рыночной конкуренцией называется борьба за ограниченный спрос потребителя, ведущаяся между фирмами на доступных им частях (сегментах) рынка. Конкуренция выпол ...

Инновационная политика в регионе
Теоретико-методологические основы разработки и реализации инновационной политики ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.