Развитие конкурентоспособности в процессе обучения

Д.В. Чернилевский, говоря о товаре, определяет, что конкурентоспособность - «относительная и обобщенная характеристика товара, выражающая его выгодные отличия от товара конкурента по степени удовлетворения потребности и по затратам на ее удовлетворение» [14].

В работе «Инновационные обучающие технологии в профессиональной подготовке специалистов» Г.В. Лаврентьев, Н.Б. Лаврентьева и Н.А. Неудахина отметили комплекс групп элементов, определяющих конкурентоспособность выпускников вуза [6]:

Технические - специальность, специализация, в часах, дисциплинах, модулях, уровень подготовки, или превышение его, сферы и границы использования, получаемый документ и другие.

Экономические - затраты на подготовку специалиста.

Социально-организационные - учет социальной структуры потребителей, национальных и региональных особенностей в организации производства (подготовки выпускников), сбыта (трудоустройства и рекламы будущих специалистов).

В педагогических исследованиях «конкурентоспособность» представлена как:

стратегическое качество личности, позволяющее ему быть востребованным в условиях конкуренции как совокупность индивидуальных и личностных свойств, включая способности, черты характера и потребности, позволяющие успешно функционировать в профессиональной деятельности, общении и самореализации;

интегральное качество личности;

совокупность ключевых компетенций, ценностных ориентаций, позволяющих данной личности функционировать в социуме;

интегральная характеристика личности к моменту окончания вуза;

совокупность личностных, профессиональных и полипрофессиональных компонентов [2].

В психологических исследованиях понятию «конкурентоспособность» отведено определенное место. Конкурентоспособность - социально-ориентированная система способностей, свойств и качеств личности, характеризующая ее потенциальные возможности в достижении успеха (в учебе, профессиональной и вне профессиональной жизнедеятельности), определяющая адекватное индивидуальное поведение в динамически изменяющихся условиях, обеспечивающая внутреннюю уверенность в себе, гармонию с собой и окружающим миром [21]. Также конкурентоспособность рассматривается, как способность человека выдержать конкуренцию в борьбе за достижение лучших результатов и соответствие качества рабочей силы спросу ее на рынке труда.

Такое широкое понимание данного определения позволяет сделать вывод о том, что психологический аспект понятия базируется на личностном развитии специалиста.

Предшествующим звеном развития конкурентоспособности является конкурентоориентированность.

Конкурентоориентированность - особая направленность мышления студента на необходимость постоянной борьбы за собственное выживание в современном мире во всех его ситуациях и овладение технологией такой борьбы [12].

Современное молодое поколение студентов понимает необходимость саморазвития, повышения своих знаний, но вместе с тем, даже обладая блестящими знаниями, невозможно устроиться на успешную работу, если не изучать существующий рынок труда и не выполнять те требования, которые диктует рыночная экономика.

Молодые люди сталкиваются с большими трудностями при поиске работы или при направлении на практику. Это лишний раз подтверждает тот факт, что современный рынок молодых специалистов остро нуждается в подробном изучении, выявлении и развитии у студентов факторов обеспечения своей конкурентоспособности. В этой связи весьма актуальными становятся две проблемы: во-первых, конкурентоориентированность молодых людей; и, во-вторых, умение личными средствами способствовать обеспечению будущей конкурентоспособности на рынке труда [12].

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Место и роль социальной политики государства в условиях трансформационной экономики
Основной целью функционирования любой экономической системы несомненно является создание качественных условий для жизни и устойчивой трудовой деятельности населения, а также ликвидация бедности и социального неравенства. Однако устойчивое социально-экономическое развитие невозможно без эффективной социальной политики, которая может проводиться на разных уровнях экономической деятельности. При всей кажущейся ясн ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия ООО Кузбасская экологическая фирма
Цели выполнения курсовой работы: . Закрепить и углубить знания, полученные в процессе теоретического изучения курса "Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности"; . Выработать навыки самостоятельной творческой работы и умение применять полученные знания для комплексного анализа экономических результатов деятельности предприятий; . Научиться пользоваться литературой, справоч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.