Понятие безработицы

Безработица определяется как контингент лиц старше определенного возраста, не имеющих работы, пригодных в настоящее время к работе и ищущих ее в рассматриваемый период.

Безработица - неотъемлемое свойство рыночной системы хозяйствования. Число безработных значительно возрастает в периоды кризисов и уменьшается в периоды подъемов. Считается, что в известной мере умеренная безработица является источником для экономического роста, т.к. представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который можно задействовать при последующем расширении производства, наличие безработицы усиливает стимулы предпринимательской деятельности, страх потерять работу является самым лучшим организатором дисциплины труда и др. В силу отмеченных причин умеренная безработица (от 3 до 5% занятых) считается необходимым спутником развития рыночной экономики [5, с 69].

Уровень безработицы рассчитывается как процентное отношение числа безработных к общей численности рабочей силы (в состав рабочей силы включаются как занятые работники, так и безработные). Безработица никогда не бывает равномерно распределенной среди населения страны. Имеются региональные, возрастные, половые, национальные и иные различия.

В неоклассической модели безработица возникает как результат нарушения законов рынка из-за вмешательства в конкурентный механизм либо государства, либо профсоюзов. Эти нерыночные силы влияют на уровень заработной платы и не дают ей упасть до равновесного состояния, поэтому предприниматели не могут предложить работу всем желающим по требуемым ставкам оплаты труда. Следовательно, в неоклассической модели безработица носит добровольный характер, поскольку означает отказ работников трудиться за низкую оплату своего труда [8, с 33].

В кейнсианской модели безработица происходит в результате нехватки совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего предприниматели сокращают спрос на факторы производства, в т.ч. и рабочую силу. Следовательно, она носит не добровольный, а вынужденный характер.

Таким образом, безработица является предметом исследования всех экономических школ.

Публикации по экономике >>>

Процесс развития конкурентоориентированности студентов
Педагогический процесс представляет собой совокупность последовательных и взаимосвязанных действий педагогов и учащихся, направленных на сознательное и прочное усвоение системы знаний, навыков и умений, формирование способности применять их на практике [11]. В учебный план всех специальностей включены практические занятия по той или иной дисциплине, где студенты имеют возможность применить полученные ранее з ...

Использование корреляционно-регресионного метода в управлении предприятием
В наше время математико-статистические исследования становятся необходимым инструментом для получения более глубоких и полноценных знаний о механизме изучаемых явлений. Существующие между явлениями формы и виды связей весьма разнообразны по своей классификации, но предметом статистики являются только такие из них, которые имеют количественный характер и изучаются с помощью количественных методом. Основным в изуч ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.