Основные характеристики конкуренции
.1 Понятие конкуренции: черты и особенности
Конкуренция - это исходная категория, характеризующая сущность рыночной экономики. Рынок и конкуренция связаны неразрывными нитями. Без конкуренции нет рынка. Конкуренция - это характерная черта отношений между продавцами или покупателями. В то же время продавец и покупатель не конкурируют, не соперничают друг с другом, а ищут взаимоприемлемых условий для сделки.
Современные экономисты обращают внимание на ключевую роль конкуренции в техническом прогрессе и определяют ее как исследовательский поиск, который осуществляют первооткрыватели (внедрение ими новых, ранее не использовавшихся, технологий, распространяется впоследствии на другие предприятия).
Что касается рыночных методов конкуренции, то с давних времен ключевым была ценовая конкуренция, т.е. привлечение покупателя пониженными ценами, а также рекламой, улучшением условий поставки, комфортностью, послепродажным обслуживанием и т.д. Важным направлением остается соперничество в качестве продукции, ее потребительских свойствах. Конкуренты борются за долю в платежеспособном спросе общества.
Покупатели конкурируют между собой, преследуя цель нахождения и привлечения лучшего поставщика товаров или услуг. Ярким примером конкуренции покупателей служат аукционы. Общий баланс последствий конкуренции, несомненно, позитивен, благотворен для экономики в целом, хотя каждый участник должен считаться с возможностью разочаровывающего эффекта.
Имеется несколько определений этого понятия. Приведем некоторые из них:
. Конкуренция - состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонне воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке (т.н. закон о конкуренции на товарных рынках).
Соответственно, конкуренция на рынке финансовых услуг - состязательность между финансовыми организациями, при которой их самостоятельные действия эффективно ограничивают возможность каждой из них односторонне воздействовать на общие условия предоставления финансовых услуг на рынке финансовых услуг (т.н. закон о конкуренции на финансовых рынках).
Такое определение конкуренции предполагает, что:
участниками рынка являются только хозяйствующие субъекты (предприятия, организации);
конкуренция присуща только совершенному рынку. Ни то, ни другое не является обоснованным, так как:
важнейшую роль в конкуренции играет рынок потребительских товаров (услуг), где активными участниками рынка на стороне покупателей выступают различные социальные группы населения;
наиболее интенсивная конкуренция реально имеет место в условиях достаточно широкой олигополии.
. Конкуренция - борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей, ведущаяся фирмами на доступных им сегментах рынка.
Это определение предполагает только конкуренцию продавцов (предложение превышает спрос), имеющую место при олигополии в условиях развитой рыночной экономики.
. Конкуренция - это центр тяжести всей системы рыночного хозяйства. Продавцы и покупатели конкурируют между собой, чтобы добиться каждый своей цели за счет конкурентов (продавцы - более высокой прибыли; покупатели - более высокой полезности). Цена, установившаяся в ходе конкурентной борьбы, выполняет функцию регулирования спроса и предложения. В процессе соперничества на рынке заключаются сделки и изменяются доли участия в рыночной сфере.
В этом неформальном определении понятие конкуренции раскрывается более содержательно, так как оно предполагает как совершенный, так и несовершенный рынок и содержит указания о характере соперничества участников рынка, целевой направленности и функциях конкуренции.
Каждая система - биологическая, физическая, экономическая - стремится к равновесию. Конкуренция позволяет достичь оптимума, хотя равновесие остается зыбким, достигается через перелив капитала в прибыльные отрасли. Конкуренция удерживает прибыль в определенных пределах, способствует снижению цен или замедлению их роста.
Свободная (совершенная) конкуренция характеризуется множественностью независимых производителей и практической недоступностью для каждого из них ценового контроля.
Понятно, что в этой модели большую роль играет не только сама численность производителей, но и отсутствие у одного или нескольких из них масштабной доли в совокупном предложении данного товара. В противном случае свобода конкуренции ограничивается, начинается сползание к рыночному контролю.
Конкурентные начала более заметны в отношениях между производителями (продавцами). Но они существуют и между покупателями. Аукционы на рынках ценных бумаг и валюты ведут не к понижению, а чаще всего к взвинчиванию цен. Существуют и союзы потребителей, которые выполняют обычно защитные функции.
Публикации по экономике >>>
Заполнение формы персонифицированного учета ПУ-3
Не позднее
31 марта 2012 г. организации обязаны представить в органы Фонда социальной
защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
(далее - Фонд) сведения о каждом застрахованном лице за 2011 год по форме ПУ-3
"Индивидуальные сведения" (далее - форма ПУ-3). Обратим внимание на
основные моменты, которые нужно учитывать при заполнении и представлении форм
ПУ-3.
...
Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX-начала XX в.
Тема
контрольной работы «Историко-финансовые исследования в украинской экономической
мысли XIX
-
начала XX в.» по дисциплине
«История экономики».
Современная
экономическая теория все больше внимания уделяет так называемой предыдущей
траектории развития экономических институтов, подчеркивая роль исторического
фактора в определении конкретных форм хозяйствования и их
социально-экономической эффективности. Т ...