Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Конкурентоспособность означает возможность взаимоувязки всех составляющих ее элементов с целью удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли предприятием. Проблема управления конкурентоспособностью товара состоит из множества задач, многоаспектность и взаимовлияние которых требуют объединения их в общую систему управления конкурентоспособностью.

Необходимо структурировать аспекты конкурентоспособности, выделить факторы, четко охарактеризовать состав элементов конкурентоспособности товара, выявить их взаимосвязи. Это поможет обосновать эффективные подходы к оценке и анализу конкурентоспособности товара, раскрыть имеющиеся резервы и определить стратегические направления ее повышения. Управление конкурентоспособностью товара предполагает воздействие на всю систему производственно-сбытовой деятельности предприятия и учет системы факторов конкурентной среды. Управление конкурентоспособностью представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, проектирования, производства, продвижения, реализации и послепродажного обслуживания продукции в целях создания ее привлекательности для конечного потребителя и предполагающих сбалансированное воздействие, на экономические показатели деятельности предприятия исходя из критерия прибыли. Была разработана комплексная модель привлекательности и конкурентоспособности товара.

Она включает совокупность взаимодействующих на нее элементов с учетом интересов (выгод) потребителей, производителей и торговых предприятий:

социальный аспект является превалирующим, так как учитывает интересы и выгоды конечных потребителей и включает такие сущностные признаки конкурентоспособности товара, как качество продукта, цену приобретения и потребления, сервисное обслуживание, информативность товара;

производственно-маркетинговый аспект учитывает интересы производителей. К нему относятся следующие показатели конкурентоспособности товара: экономические показатели (прибыль, объем продаж, рентабельность продаж, себестоимость); финансовые (увеличение капитала, стабильность финансового положения); маркетинговые (емкость рынка, рыночная доля, престиж торговой марки, лояльность потребителей к торговой марке, степень известности товара на рынке, рекламирование); технологические показатели (серийность производства, объемы выпуска, уровень использования оборудования, материало-, энерго-, трудоемкость изделия, технологичность товара, сроки производства, наличие необходимых производственных мощностей, уровень развития сбытовой сети, возможность производства уникального товара, модифицированного продукта, уровень автоматизации производства, уровень квалификации персонала и др.);

торгово-маркетинговый аспект конкурентоспособности товара отражает интересы и выгоды торговых предприятий и включает следующие показатели: прибыль от реализации, рост объемов продаж, рекламную поддержку, скидки, отсрочку платежа или оплату по мере реализации, доставку товара в торговое предприятие транспортными средствами производителя, возможность беспрепятственного возврата товара и др.

На наш взгляд, предлагаемая модель конкурентоспособности продукции позволит производителям учитывать интересы всех субъектов рынка, предусматривать многообразие параметров, влияющих на конкурентоспособность товара, планировать и реализовывать стратегии производства, продвижения и сбыта таким образом, чтобы товар имел успех на рынке, а усилия товаропроизводителей и торговых предприятий были направлены на повышение конкурентоспособности товара.

Итак, конкурентоспособность продукции - это характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара или услуги. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей ...

Занятость населения Беларуси
Занятость как результирующий показатель рынка труда Общая характеристика рынка труда Экономическая наука рассматривает несколько видов рынка, каждый из которых объясняет взаимосвязь количества представленного товара и цены на него через взаимодействие спроса и предложения. Объективность существования рынка труда обусловлена наличием характерных только для него элементов: товара, цены, спроса и предло ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.