Конкурентоспособность продукции

Конкурентоспособность продукции - многоуровневая, многоаспектная и многофакторная категория. Конкурентоспособность означает возможность взаимоувязки всех составляющих ее элементов с целью удовлетворения спроса потребителей и получения прибыли предприятием. Проблема управления конкурентоспособностью товара состоит из множества задач, многоаспектность и взаимовлияние которых требуют объединения их в общую систему управления конкурентоспособностью.

Необходимо структурировать аспекты конкурентоспособности, выделить факторы, четко охарактеризовать состав элементов конкурентоспособности товара, выявить их взаимосвязи. Это поможет обосновать эффективные подходы к оценке и анализу конкурентоспособности товара, раскрыть имеющиеся резервы и определить стратегические направления ее повышения. Управление конкурентоспособностью товара предполагает воздействие на всю систему производственно-сбытовой деятельности предприятия и учет системы факторов конкурентной среды. Управление конкурентоспособностью представляет собой совокупность мероприятий, осуществляемых в ходе разработки, проектирования, производства, продвижения, реализации и послепродажного обслуживания продукции в целях создания ее привлекательности для конечного потребителя и предполагающих сбалансированное воздействие, на экономические показатели деятельности предприятия исходя из критерия прибыли. Была разработана комплексная модель привлекательности и конкурентоспособности товара.

Она включает совокупность взаимодействующих на нее элементов с учетом интересов (выгод) потребителей, производителей и торговых предприятий:

социальный аспект является превалирующим, так как учитывает интересы и выгоды конечных потребителей и включает такие сущностные признаки конкурентоспособности товара, как качество продукта, цену приобретения и потребления, сервисное обслуживание, информативность товара;

производственно-маркетинговый аспект учитывает интересы производителей. К нему относятся следующие показатели конкурентоспособности товара: экономические показатели (прибыль, объем продаж, рентабельность продаж, себестоимость); финансовые (увеличение капитала, стабильность финансового положения); маркетинговые (емкость рынка, рыночная доля, престиж торговой марки, лояльность потребителей к торговой марке, степень известности товара на рынке, рекламирование); технологические показатели (серийность производства, объемы выпуска, уровень использования оборудования, материало-, энерго-, трудоемкость изделия, технологичность товара, сроки производства, наличие необходимых производственных мощностей, уровень развития сбытовой сети, возможность производства уникального товара, модифицированного продукта, уровень автоматизации производства, уровень квалификации персонала и др.);

торгово-маркетинговый аспект конкурентоспособности товара отражает интересы и выгоды торговых предприятий и включает следующие показатели: прибыль от реализации, рост объемов продаж, рекламную поддержку, скидки, отсрочку платежа или оплату по мере реализации, доставку товара в торговое предприятие транспортными средствами производителя, возможность беспрепятственного возврата товара и др.

На наш взгляд, предлагаемая модель конкурентоспособности продукции позволит производителям учитывать интересы всех субъектов рынка, предусматривать многообразие параметров, влияющих на конкурентоспособность товара, планировать и реализовывать стратегии производства, продвижения и сбыта таким образом, чтобы товар имел успех на рынке, а усилия товаропроизводителей и торговых предприятий были направлены на повышение конкурентоспособности товара.

Итак, конкурентоспособность продукции - это характеристика товара или услуги, отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Два элемента - потребительские свойства и цена - являются главными составляющими конкурентоспособности товара или услуги. Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или неудачи товара могут быть и другие факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания. И все же, как ни важны внепроизводственные аспекты деятельности фирм по обеспечению конкурентоспособности, основой являются качество и цена. Вместе с тем обслуживание на высшем уровне создает большую привлекательность. Исходя из этого, формулу конкурентоспособности можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание

Управлять конкурентоспособностью - значит обеспечивать оптимальное соотношение названных составляющих, направлять основные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение экономичности и уровня обслуживания.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Коммерческая деятельность по сбыту в современных условиях
Работа предприятий в новых экономических условиях предполагает реструктурирование всех функциональных сфер деятельности хозяйствующих субъектов, но главным образом это касается сферы сбыта готовой продукции. Сбыт готовой продукции - это процесс реализации произведенной продукции с целью превращения товаров в деньги и удовлетворения запросов потребителей. Тема данной курсовой работы актуальна в настоящее в ...

Закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.