Конкурентоспособность продукции

В условиях рыночной экономики рынок потребительских товаров стремительно насыщается, поэтому существует конкуренция между фирмами, выпускающими однородную продукцию. Выпуск качественной, недорогой, конкурентоспособной продукции и услуг по сравнению с аналогами - главная задача предприятий.

В условиях рыночных отношений жесткая конкуренция, быстрое обновление номенклатуры товаров постоянно ставят перед фирмами вопросы: как воспримет покупатель произведенную продукцию и каковы причины успеха или неудачи товара? Необходимость анализа таких проблем вызывается и увеличивающейся стоимостью новых изделий, высоким риском, связанным с их созданием.

Каждая фирма прилагает много усилий для того, чтобы ее продукция на рынке была конкурентоспособной. Выпуск конкурентоспособной продукции и ее реализация завершают кругооборот хозяйственных средств предприятия, что позволяет ему выполнять обязательства перед государственным бюджетом, банком по кредитам, персоналом фирмы, поставщиками и возмещать производственные затраты. Достижение конкурентоспособности своей продукции, увеличение объема ее реализации, рентабельности продаж и прибыли является актуальной задачей для каждого предприятия.

Проблема повышения конкурентоспособности товаров российских производителей является актуальной, поэтому существует необходимость ее всестороннего исследования. В научных трудах по маркетингу даны различные определения этого понятия.

Теоретические основы конкурентоспособности продукции рассмотрены в трудах Ф„ Котлера, Ж.-Ж. Ламбена, М. Портера, В. Благоева, Г.Л. Багиева, В.М. Тарасевича, X. Анн, Г.Л. Азоева, А.П. Челенкова, Р. А. Фатхутдинова, А.Ю. Юданова, Т.Д. Масловой, С.Г. Божук, Л.Н. Ковалик, И.М. Лифица и других маркетологов.

Анализ содержания формулировок понятия конкурентоспособности позволяет сделать следующие выводы:

а) понятие конкурентоспособность товара, предложенное различными авторами, не в полной мере отвечает требованиям системности и комплексности, т.е. характеризует не все аспекты конкурентоспособности товара;

б) многообразие подходов к формулированию понятия.

Рассматривая данные приложения А в которых отражена позиция (выгоды, интерес) конечных потребителей, раскрывается социальный аспект конкурентоспособности товара. Такие определения не совсем полно отражают сущностные признаки категории конкурентоспособности продукции, так как не учитывают интересы производителей и торговых предприятий.

Понятие конкурентоспособности товара многозначно. В реальности конкурентоспособность имеет более сложную основу. Категория конкурентоспособности существенно шире понятий, перечисленных выше, хотя социальный аспект является ее важнейшей составной частью. Необходим учет производственно-маркетингового и торгово-маркетингового аспектов, так как ориентация на конкурентоспособность продукции выражает стремление производителей и торговых предприятий обеспечить себе наиболее надежный путь к достижению и поддержанию высокой прибыли.

Конкурентоспособность продукции превратилась в столь сложное, многослойное и многоаспектное понятие, что не может быть охарактеризована одним универсальным определением достаточно полно и верно. Считаем целесообразным предложить следующее определение конкурентоспособности товара - конкурентоспособностью называется рыночное свойство товара, означающее его востребованность на рынке, способность приносить прибыль производителям и торговым предприятиям.

В этом определении учтены социальный, экономический, маркетинговый, производственный и коммерческий аспекты.

Социальный аспект (товар востребован на рынке, реализован, т.е. удовлетворил спрос потребителей) является превалирующим. Вместе с тем свойство рыночного товара приносить прибыль производителю и торговцам, учитывать их интересы и выгоды делает его привлекательным, конкурентоспособным для субъектов рынка.

Возможны возражения со стороны оппонентов, что главными параметрами конкурентоспособности товара являются те, которыми оперируют, руководствуются конечные потребители, принимая (или не принимая) решения совершить покупку какого-либо товара. Парадокс состоит в том, что товар изготавливают производители. Они не будут производить продукцию себе в убыток. Торговые предприятия откажутся от товара, реализация которого не приносит им прибыль. Поэтому необходимо учитывать интересы, как конечных потребителей, так и производственных и торговых предприятий. Торговые предприятия могут создавать конкурентные преимущества продукции. Значение торговых предприятий в повышении конкурентоспособности товаров в сфере продвижения и распределения заключается в следующем: обеспечивают производителям сбыт их продукции; создают возможности широкого охвата и глубокого проникновения на рынок, как с традиционным ассортиментом товаров, так и с товарами-новинками, следовательно, способствуют увеличению объемов продаж; важным моментом является представленность (наличие / отсутствие) товара в торговой сети; в одном месте продаж предлагается товар или в тысячах магазинов; его выкладка в торговом зале, консультации продавцов, реклама в местах продаж; финансируют производителей, заказывая определенную партию товара с гарантией его реализации, при этом оплачивают часть заказанной партии товара; информируют производителей о потребительских предпочтениях, о ценах на аналогичные товары конкурентов, о сбытовой политике и стратегиях конкурентов.

Перейти на страницу: 1 2 3

Публикации по экономике >>>

Малый инновационный бизнес в Беларуси
Проанализировав современное состояние экономики РБ, становится ясно, что у нашей страны имеется ряд проблем, которые нужно решать. Это проблемы рентабельности предприятий, конкурентоспособности товаров и услуг, безработицы, инфляции, возникшей из-за ряда проблем, главной из которых является отрицательное сальдо, сложившееся из-за огромного импорта и слабого экспорта (небольшого по размерам из-за низкой конкурен ...

Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX-начала XX в.
Тема контрольной работы «Историко-финансовые исследования в украинской экономической мысли XIX - начала XX в.» по дисциплине «История экономики». Современная экономическая теория все больше внимания уделяет так называемой предыдущей траектории развития экономических институтов, подчеркивая роль исторического фактора в определении конкретных форм хозяйствования и их социально-экономической эффективности. Т ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.