Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия

Конкурентоспособность предприятия представляет собой совокупность способностей предприятия получать реальную оценку ожиданий целевой группы потребителей и прослеживать тенденции потребительского поведения. В настоящий момент нет однозначных критериев оценки конкурентоспособности предприятия. Кротков А.М. и Еленева Ю.Я. формулируют следующие основные принципы концепции обеспечения конкурентоспособности предприятия, анализируя ключевые характеристики состояния предприятия (рис.1.1) [10, с. 79].

Рис.1.1 - Критерии конкурентоспособности предприятия

Но данные критерии не в полном объеме определяют уровень конкурентоспособности предприятия, и тем самым дают недостаточно точную оценку. Коротков А.М. и Еленева Ю.Я. характеризуют конкурентоспособность продукции экономическими показателями, в то время как для того, чтобы объективно оценить конкурентоспособность продукции необходимо так же использовать и критерии, которыми оперирует потребитель.

Приобретая товар, покупатель тем самым оценивает его привлекательность, возможную степень удовлетворения своей конкретной потребности и свою готовность нести затраты, связанные с приобретением и использованием данного товара. Следовательно, именно потребительский спрос в наибольшей степени определяет конкурентоспособность продукции.

Общее состояние предприятия характеризуется динамическими и статистическими показателями, но этого не достаточно, так как динамические показатели (стратегическое управление) характеризуют потенциал и тенденцию, а статистические - состояние предприятия. Под стратегическим управлением в литературе понимаются долгосрочные цели деятельности предприятия, определяемые общими задачами его развития, а не настоящее состояние предприятия.

Современные условия хозяйствования не дают организациям выживать в долгосрочной перспективе, необходимо использовать стратегии роста, которые в первую очередь опираются на внешний и внутренний потенциал организации.

В этой связи конкурентоспособность фирмы можно оценивать с двух позиций.

1. Как способность удержать, сохранить свои позиции на рынке, обеспечить стабильную работу без серьезных изменений в операционной деятельности (экономическая надежность).

2. Как совокупность возможностей организации занять (усилить) свою рыночную позицию в меняющихся условиях (потенциальная конкурентоспособность организации).

Под надежностью предприятия обычно понимается техническая надежность. Однако в производстве непосредственное участие принимает целый ряд подсистем предприятия (производство, маркетинг, техническое развитие, управление персоналом, экономика и финансы и др.). Степень надежности каждой подсистемы определяется эффективным использованием ресурсов данной подсистемы [16, с. 99]. В характеристики экономической надежности предприятия входят: высокий уровень качества продукции, рентабельность, финансовая прозрачность, финансовая устойчивость, уровень квалификации работников и т.д. Данные характеристики позволяют решать комплексные задачи по производству высококачественной продукции и оказанию услуг на основе сбалансированного и гармоничного развития всех его элементов, полного и эффективного использования ресурсов.

Экономическая надежность предприятия является не только необходимым компонентом его устойчивой работы, но и дает возможность его дальнейшего развития, определяет его потенциальную конкурентоспособность.

Потенциальная конкурентоспособность отражает совокупную возможность предприятия осуществлять производственно-экономическую деятельность, выпускать продукцию, удовлетворять запросы потребителей, обеспечивать развитие производства и потребления. Потенциал определяется ресурсами, средствами производства, трудовым и научно-техническим потенциалом, имиджем предприятия.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Публикации по экономике >>>

Направления совершенствования финансового состояния предприятия на примере ООО Евротара
Развитие экономики России на современном этапе характеризуется неоднозначной и изменяющейся экономической средой. Чтобы повысить эффективность производства, чтобы не оказаться на грани банкротства предприятия обязательно должны проводить общий финансовый анализ, эффективно распределять финансовые ресурсы (инвестиционная политика и управление активами), обеспечивать предприятие финансовыми ресурсами (управлять ...

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности Кемеровской дистанции гражданских сооружений Кузбасского отделения Западно-Сибирской железной дороги ОАО РЖД
финансовый прибыль основной фонд имущество Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности - это изучение работы предприятия с целью объективной ее оценки, выявления неиспользованных резервов повышения эффективности деятельности для выработки на базе этого вариантов управленческих решений, то есть определение перспектив развития предприятия. Экономический анализ - вид управленческой деятельности, к ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.