Критерии и факторы конкурентоспособности предприятия
Под факторами конкурентоспособности можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности предприятия и социально-экономической жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной величины затрат на производство, а в результате - изменение уровня конкурентоспособности предприятия. Факторы могут воздействовать как в сторону повышения конкурентоспособности предприятия, так и в сторону уменьшения. Факторы определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности. Получение конкурентного преимущества на основе факторов зависит от того, насколько эффективно они используются и где, в какой отрасли они применяются [15, с. 55].
Существует несколько классификаций факторов конкурентоспособности предприятия.
По мнению французских экономистов, предприятие должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам:
. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия.
. Качество, выражающееся в соответствии продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов.
. Цена товара с возможной наценкой.
. Финансы - как собственные, так и заемные.
. Торговля - с точки зрения коммерческих методов и средств деятельности.
. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру.
. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему позитивно управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением.
. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о его способности не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.
Ряд отечественных экономистов к ключевым факторам рыночного успеха относят:
финансовое положение предприятия;
развитость базы для собственных научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок предприятия и уровень расходов на них;
наличие передовой технологии;
обеспеченность высококвалифицированными кадрами;
способность к продуктовому и ценовому маневрированию;
наличие сбытовой сети;
состояние технического обслуживания;
возможность кредитования;
действенность рекламы и средств стимулирования сбыта;
обеспеченность информацией, платежеспособность основных покупателей.
В. Петров считает, что конкурентоспособность предприятия складывается из трех основных базовых факторов:
. Ресурсный - затраты ресурсов на единицу готовой продукции. По его мнению предприятие само способно контролировать прежде всего ресурсный фактор роста конкурентоспособности, поэтому повышение производительности труда, капиталоотдачи, общей эффективности производства очень важно и зависит от политики самой организации по проведению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, накоплению основного капитала, организации маркетинга, профессиональной подготовке и переподготовке кадров.
. Ценовой - уровень и динамика цен на все используемые ресурсы и готовую продукцию. Данный фактор является менее контролируемым со стороны предприятия, поскольку уровень цен в стране во многом зависит от экономической политики государства.
. "Фактор среды" - в данный фактор входят такие составляющие, как: экономическая (налоговая политика, надежность банковской системы, уровень инфляции, банковского кредита, валютного курса, внешнеторговых тарифов) и политическая обстановка в стране и степень воздействия государства на рыночного контрагента.
Таким образом, исходя из данной классификации факторов, предприятие не может контролировать все факторы конкурентоспособности, и поэтому активное вмешательство государства в экономические процессы в качестве действующего гаранта прав и обязанностей приобретает все более важное значение [22, с. 266].
Публикации по экономике >>>
Мари Эспри Леон Вальрас и его вклад в развитие статистики
В
данной работе я хочу подробно рассмотреть вклад в развитие статистики одного из
представителей Лозаннской школы чистой политической экономии Мари Эспри Леон
Вальраса. Его основной идеей был чисто математический подход к вопросам
экономическим, для этого он использовал обширный статистический материал. Таким
образом, Леон Вальрас оставил след не только в политической экономии, но и в
статистике.
В
цели это ...
Классификация безработицы
Актуальность
рассматриваемой темы заключается в том, что проблема безработицы является одной
из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества.
Безработица - явление, свойственное стадии товарного производства. Переход к
рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем
свидетельствует, в частности, опыт восточноевропейских стран, прошедших или
проходящих путь становлени ...