Значение уровня качества в конкурентной борьбе
Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции представлена в таблице 1.1.
Таблица 1.1 - Матрица противоположности целей и средств в процессе оценки конкурентоспособности продукции
Субъекты |
Факторы конкурентоспособности | |
Качество |
Цена | |
Производитель |
Качество процесса производства продукции (средство) |
Затраты связанные с производством продукции (цель) |
Потребитель |
Качество продукции (цель) |
Затраты связанные с потреблением продукции (средство) |
С точки зрения производителя полезность продукции определяется затратно-ценовыми факторами. В долгосрочной перспективе целью действий любого производителя является достижение максимальной разницы между ценой реализации продукции и собственными затратами на ее производство. В связи с этим первостепенной задачей для производителя является формирование в сознании потребителя мнения о высокой степени полезности данной продукции. Качественный уровень процесса производства продукции, выражающийся через производственно-технологические показатели и воплощенный в качество продукции, обеспечивает удовлетворение потребности производителя и выступает средством достижения цели - получения прибыли.
Таким образом, для обоих субъектов рынка продукция представляет собой совокупность полезных свойств, материализованных в некую субстанцию, являющуюся средством удовлетворения потребностей, как потребителя, так и производителя [10, с.42].
Принцип учета особенностей различных сегментов рынка основывается на богатой практике рыночных отношений, которая показала, что потребители на рынке не выступают единым, монолитным сообществом. Они по-разному реагируют даже на один и тот же товар с одними и теми же свойствами. При совершении покупки потребитель осуществляет процесс выбора необходимого ему изделия среди целого ряда аналогичных, предлагаемых на рынок, и приобретает то из них, которое в наибольшей мере удовлетворяет его потребности. При этом потребитель выясняет степень соответствия параметров продукции собственным потребностям и финансовым возможностям.
Поскольку потребности каждого отдельного покупателя складываются под воздействием обширного комплекса факторов, оценки одного и того же товара разными потребителями могут не совпадать. Соответственно, неодинаковыми будут и их предпочтения, обусловливающие закономерности потребительского выбора. Следовательно, каждым потребителем уровень конкурентоспособности конкретного вида продукции будет оцениваться сугубо индивидуально. Поэтому неправомерна идея о некоей абсолютной конкурентоспособности продукции, не связанной с конкретным рынком.
Однако совокупный спрос представителей какой-либо референтной группы потребителей концентрируется, как правило, вокруг некоторого уровня качества и цены товара, ввиду того, что на мотивы их поведения оказывают воздействие схожие внешние факторы. Анализируя психологические аспекты поведения и ценностные ориентации потребителя, исследователь в состоянии выявить некоторые виды массовых реакций людей по отношению к определенному товару [19, с.110]. Выпуская продукцию с характеристиками, близкими к наиболее популярным, можно с помощью относительно небольшого ассортимента удовлетворять существенную часть всего платежеспособного спроса. Оптимальным принято считать сегмент, к которому относятся 20% потребителей продукции данного вида, приобретающих примерно 80% товара.
Вместе с тем не следует ставить знак равенства между массовостью продаж и сильной конкурентоспособностью продукции, так как продукция может быть ориентирована на узкие слои более состоятельных потребителей. В каждый конкретный момент времени структура платежеспособного спроса вполне определенна, что позволяет осуществлять сегментацию потребителей по значимости (важности) отдельных показателей качества и величине их бюджетных ограничений [10, с.201].
Таким образом, конкурентоспособность продукции на разных сегментах потребительского рынка является различной. Потребители, сегментированные по указанным критериям, имеют различную структуру установок и по-разному оценивают конкурентные преимущества и недостатки продукции. Для обеспечения ее конкурентоспособности необходимо осуществлять правильную сегментацию потребителей [4, с.25].
Публикации по экономике >>>
Использование факторинга в управлении дебиторской задолженностью ООО Формула делового мира
Актуальность
темы работы состоит в том, что в связи с ростом конкуренции на товарных рынках
и рынках услуг многие поставщики вынуждены предоставлять отсрочку или рассрочку
платежа своим клиентам, выступая тем самым в качестве кредитора и принимая на
себя кредитные, валютные и процентные риски. Это приводит к отвлечению
оборотных средств поставщиков, отрицательно влияя на показатели их финансовой
отчетности. Нач ...
Производственные фонды и пути повышения экономической эффективности их использования
Одним из важнейших факторов повышения
эффективности производства на предприятиях является обеспеченность их основными
фондами в необходимом количестве и ассортименте и более полное их
использование.
Основные производственные фонды, состоящие из
зданий, сооружений, машин, оборудования и других средств труда, которые
участвуют в процессе производства, являются самой главной основой деятельности
любого предприя ...