Значение уровня качества в конкурентной борьбе
Одним из основных факторов конкурентоспособности является качество продукции. В настоящее время различают четыре уровня качества:
) соответствие стандарту, т.е. нормативным требованиям;
) соответствие использованию, когда товар должен отвечать не только требованиям стандартов, но и эксплуатационным требованиям;
) соответствие фактическим требованиям рынка, выражающееся в высоком качестве и низкой цене товара;
) соответствие латентным (скрытым, неочевидным) потребностям, в результате удовлетворения которых товар будет пользоваться предпочтением.
Отождествлять такие понятия, как "конкурентоспособность" и "уровень качества" нельзя, поскольку "конкурентоспособность" является более широким понятием, чем "качество", хотя последнее чаще всего составляет основу конкурентоспособности. Конкурентоспособность товара определяется совокупностью его свойств, которые представляют интерес для покупателя и удовлетворяют его потребности. Поскольку товары ориентированы на определенные сегменты покупателей, используют такие характеристики товара, которыми руководствуется большинство покупателей конкретного сегмента при совершении покупки [10, с.287].
Перечень значимых составляющих конкурентоспособности и степень их важности для разных покупателей могут различаться даже на одном рынке, поэтому в каждом конкретном случае необходимо выделять свои составляющие. Значение составляющих и отношение к ним потребителя в разные периоды времени могут меняться даже для одного и того же товара, поэтому определение набора составляющих конкурентоспособности является одним из ключевых моментов ее оценки [16, с.228].
Под конкурентоспособностью следует понимать характеристику товара, которая отражает его отличие от товара-конкурента как по степени соответствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовлетворение. Показатели, выражающие такое различие, определяют конкурентоспособность анализируемой продукции в сравнении с товаром-конкурентом. Один из основных показателей - уровень конкурентоспособности.
На практике конкурентоспособность оценивают чаще всего с помощью товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке и близок к общественным потребностям. Таким образом, образец выступает как воплощенные требования, которым должен удовлетворять товар, пользующийся спросом. Параметры, участвующие в оценке, определяются на основе результатов изучения рынка и требований покупателей. При этом должны использоваться критерии, которыми оперирует потребитель при выборе товара. Степень важности каждого критерия может определяться с помощью экспертных и социологических методов [13, с.228].
Некоторые специалисты разграничивают составляющие конкурентоспособности на условно жесткие, которые легко поддаются измерению (например, уровень качества, цена), и условно мягкие, которые связаны с особенностями восприятия товара покупателем и не всегда легко измеримы (например, имидж товара) [24, с.127].
Существует следующая методология оценки конкурентоспособности товара.
Успешность функционирования любой фирмы зависит, в конечном счете, от уровня конкурентоспособности продукции, предлагаемой ею потребителям. Тем самым приходится признать необходимость разработки четкой методологии оценки и управления конкурентоспособностью продукции, основанной на тесной взаимосвязи общепризнанных законов экономики и менеджмента, психологии и социологии, статистики и теории вероятностей, других наук [7, с.198].
В процессе оценки конкурентоспособности продукции необходимо следовать следующим принципам:
- противоположности целей и средств субъектов рынка;
- учета особенностей различных сегментов рынка; преимущественно рационального поведения субъектов рынка.
Принцип противоположности целей и средств при управлении конкурентоспособностью продукции означает, что конкурентоспособность продукции как экономическую категорию следует рассматривать в двойственном аспекте, т.е. в процессе оценки и управления конкурентоспособностью необходимо учитывать интересы обоих субъектов рыночных отношений (потребителей и производителей), целевые ориентиры которых взаимосвязаны и противоположны: для производителя важны параметры, которые влияют на уровень затрат, а для потребителя - параметры, влияющие на потребительские свойства продукции [11, с.188].
Для потребителя целью совершения покупки продукции является приобретение ее качества - способности удовлетворять конкретные потребности. Стоимость факторов, удовлетворяющих данные потребности, можно представить в виде цены потребления. Каждый потребитель, выбирая конкретную продукцию, стремится добиться оптимального соотношения между уровнем потребительских свойств и расходами на ее приобретение и использование, т.е. получить максимум потребительского эффекта на единицу затрат. Для измерения степени удовлетворения потребностей могут быть использованы индексы удовлетворенности потребителей, получившие широкое распространение в странах Западной Европы и США [11, с.68].
Публикации по экономике >>>
Машиностроительный комплекс Свердловской области
Актуальность исследования состоит в том, что в
условиях развития в Российской Федерации рыночных отношений коренным образом
изменились организационно-экономический механизм и правовые формы
взаимодействия хозяйствующих субъектов, являющихся поставщиками и потребителями
товарно-материальных или нематериальных ценностей. В значительной степени эти
изменения затронули предприятия машиностроительного комплекса, ...
Естественные монополии
Тема естественных монополий является одной из
самых актуальных в странах с рыночной экономикой, т.к. от действия естественных
монополий напрямую зависит благосостояние и жизнь общества. Особенно можно
выделить Российскую Федерацию, где законодательная база далеко не идеальна и
достаточно нестабильное социально-экономическое положение. Для обеспечения
высокого уровня жизни и построения стабильной экономики в госу ...