Методы оценки конкурентоспособности предприятия
Оценка удовлетворенности нашей фирмой в целом характеризуется "критерием потребительской удовлетворенности" (КПУ) или "общей интегральной оценкой конкурентоспособности", которая высчитывается по формуле:
КПУ = Σ (Wij * Uij), (1.6)
где Uij - удовлетворенность фактором;- значимость (вес) фактора.
КПУ имеет смысл анализировать только в сравнении с КПУ фирм-конкурентов, или КПУ других товаров в ассортименте, либо рассматривать значение показателя в динамике. Это сравнительный показатель и по нему возможно определить рейтинг фирм-конкурентов.
Далее представлены графические методы оценки конкурентоспособности предприятия.
. Многоугольник конкурентоспособности.
Перед лицом рынка и конкурентов фирма должна выявить свои сильные и слабые стороны и обеспечить себе уровень компетенции одновременно по нескольким направлениям. Важнейшими из них являются: концепция товара, качество, стоимость, торговля, внешняя политика, финансы, предпродажная подготовка и послепродажное обслуживание.
Все эти направления графически могут быть представлены в виде векторов многоугольника конкурентоспособности, которые соответственно описывают:
- концепцию товара или услуги, на которой базируется деятельность вашей фирмы;
- качество, выражающееся в соответствии вашего продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров и выявляемое путем опросов и сравнительных тестов;
- предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности фирмы не только предвидеть запросы будущих покупателей, но и также убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности;
- финансы - как собственные, так и легко мобилизуемые финансовые ресурсы;
- стоимость, к которой следует прибавлять возможную наценку;
- торговля, с точки зрения коммерческих методов и средств;
- послепродажное обслуживание, позволяющее фирме закрепить за собой постоянную клиентуру;
- внешняя политика, представляющая собой способность фирмы управлять в позитивном плане своими отношениями с политическими властями, прессой и общественным мнением.
Накладывая многоугольники конкурентоспособности различных предприятий друг на друга, можно наглядно выявить сильные и слабые стороны одного предприятия по отношению к другому (рис. 1.4).
Использование экспертного метода и, как следствие, снижение объективности оценок и трудность в оценке некоторых характеристик являются основными недостатками метода. Наглядность результата и удобство толкования - достоинства этого метода.
Рис. 1.4 - Пример многоугольников конкурентоспособности для 3-х фирм
. Матричный метод (матрица БКГ - Бостонская консультационная группа). В основе Бостонской матрицы, или матрицы роста/доли рынка лежит модель жизненного цикла товара, в соответствии с которой товар в своем развитии проходит четыре стадии: выход на рынок (товар - "проблема"), рост (товар - "звезда"), зрелость (товар - "дойная корова") и спад (товар - "собака") (рис 1.5). При этом денежные потоки и прибыль предприятия также меняются: отрицательная прибыль сменяется ее ростом и затем постепенным снижением. Бостонская матрица концентрируется на положительных и отрицательных денежных потоках, которые ассоциируются с различными бизнес-единицами предприятия или его продуктами.
В основе матрицы БКГ лежат две гипотезы:
. Первая гипотеза основана на эффекте опыта и предполагает, что существенная доля рынка означает наличие конкурентного преимущества, связанного с уровнем издержек производства. Из этой гипотезы следует, что самый крупный конкурент имеет наибольшую рентабельность при продаже по рыночным ценам и для него финансовые потоки максимальны.
. Вторая гипотеза основана на модели жизненного цикла товара и предполагает, что присутствие на растущем рынке означает повышенную потребность в финансовых средствах для обновления и расширения производства, проведения интенсивной рекламы и т. д. Если темп роста рынка невелик (зрелый или стажирующий рынок), то товар не нуждается в значительном финансировании.
В том случае, когда обе гипотезы выполняются (а это бывает не всегда), можно выделить четыре группы рынков с разными стратегическими целями и финансовыми потребностями.
Публикации по экономике >>>
Издержки производства, их сущность и структура
издержка прибыль экономический
Актуальность
темы. Каждое предприятие, прежде чем начать производство продукции, определяет,
какую прибыль, какой доход оно сможет получить. Прибыль предприятия зависит от
двух показателей: цены продукции и затрат на ее производство. Цена продукции на
рынке есть следствие взаимодействия спроса и предложения. Под воздействием
законов рыночного ценообразования в условиях свободной кон ...
Место и роль инвестиций в макроэкономическом развитии
На
данный момент российская экономика переживает глубочайший кризис, что
сказывается во всех сферах жизни россиян и, в первую очередь, на социальной
сфере, что в свою очередь вызывает социальную напряжённость в обществе.
Правительство всеми силами пытается преодолеть этот кризис, однако довольно
безуспешно. Дефицит бюджета не позволяет правительству справиться с кризисом
своими силами, поэтому оно вынуждено при ...