Философия устойчивого развития

Важным для понимания процессов поведения человека в современных условиях проявления личности как таковой является их измерение в социальной философии. Главное, что бросается в глаза, - констатация появления особого антропологического типа, позиционирующего себя как космополита, свободного от догматов культурных традиций и норм. Для такого антропологического типа характерна своеобразная познавательная логика, ориентированная на восприятие форм жизни, находящихся в постоянном движении изменчивых потоков. Такой человек отказывается от иерархического восприятия знаний, он, скорее всего, ориентирован на поток информации, в котором все факты имеют равностатусное значение. Важно, что в такой интерпретации действительности истина перестает для него существовать как нерушимый абсолют, а представляет собой цепь многовариантных интерпретаций возможных фактов и действий.

В контексте изложенных положений становится перспективным подход к оценке ситуации посредством анализа отождествления и разотождествления субъекта, поскольку он дает возможность по крайней мере объяснить поведенческие действия социума. В рамках амбивалентности процессов "отождествление - разотождествление" прослеживается и такой важный аспект, как изменение представлений о пространственно-временном континууме жизнедеятельности и, более того, возникновение в этой связи ряда противоречий. Так, с одной стороны, наблюдается рост пространства референций субъектов, с другой - сужение реально существующего пространства деятельности. По мнению Н. Костенко, это приводит к фрагментарности и долговечности отношений, увеличению дистанции между индивидуумами. Таким образом, можно говорить об изменении интертекста пространства, характеризующегося неконтролируемым процессом наложения социально-экономических текстов предыдущих и последующих культурных форм. В таком случае мы сталкиваемся, согласно М. Кастельсу, с формированием своеобразной конфигурации проективной идентичности, сопровождающейся конструированием субъектами новых форм субъективности, благодаря которым происходят перераспределение их социальных позиций и изменение социальной структуры в целом. Следовательно, на фоне размывания границ между "высокой" и "низкой" культурами конструируется поливариантная культура, для которой свойствен отход от единой композиционной целостности в сферу множественности вариантов развития форм бытия, различных по содержанию и направленности.

Резюмируя, необходимо все-таки посмотреть на постмодернизм, в частности на экономические теории постнеклассической эпохи, с позиций появления новых смыслов, требующих своего раскрытия. Следует признать тот факт, что человек, экзистальный в постмодерне, будучи носителем одновременно субъективности и объективности, тем не менее отличается мощной социальной активностью. Пока что сложно "прочитать" послание новых социальных течений, однако необходимо научиться "работать" с "текстом" новой социальной реальности, творчески ее переосмысливая, ориентируясь на поиски новых путей формообразования пространства цивилизационного развития. Для этого следует выйти из повседневности своих собственных представлений о рациональности и эффективности функционирования пространства жизнедеятельности и сделать шаг навстречу диверсификации своего культурного несознательного, преодолеть ментальный "посттравматический синдром" и направить активность социума на новейшие приоритеты развития. Отход от централизации сознания, как известно, приводит к мозаичности пространства, усложнению. Но вместо того чтобы бояться этого, следует учиться преодолевать их именно на национальном уровне.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Микроэкономика как составная часть теоретической экономики
Термин «экономика» происходит от двух греческих слов: «ойкос» - дом или хозяйство, и «номос» - учение или закон. То есть получается, что экономика - это искусство, навыки или умение правильно вести домашнее хозяйство. Экономика выступает как материальная основа для существования общества. Дело в том, что экономика предоставляет в готовом виде те ресурсы, которые необходимы для дальнейшего развития других сфе ...

Лизинг. Основные положения и роль в современной экономике
Лизинг - как современная форма аренды определяется как вид предпринимательской деятельности, направленный на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.