Сравнительная характеристика организационно-правовых форм предпринимательской деятельности

Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества. Число акционеров закрытого общества - не более 50 человек. Размер уставного капитала для закрытого акционерного общества составляет не менее стократной суммы минимального размера оплаты труда.

Преимущества корпоративного предпринимательства:

. Возможность привлечения значительных финансовых ресурсов. Корпорациям присущ уникальный способ финансирования - через продажу акций и облигаций, - который позволяет привлекать сбережения многочисленных домохозяйств. Через рынок ценных бумаг корпорации могут объединять в общий фонд финансовые ресурсы огромного числа отдельных лиц.

. Существование предприятия не зависит от изменения в составе акционерного общества.

. Ограниченность ответственности акционеров. Предприятие, как юридическое лицо, само отвечает по своим обязательствам.

. Высокая степень разделения труда и специализации в управлении и производстве.

Недостатки корпоративного предпринимательства:

. Некоторая сложность в организации акционерного общества, связанная с длительными бюрократическими процедурами ( согласование устава, выпуск акций) и расходами на юридические услуги.

. Двойное налогообложение. Часть дохода корпорации, которая выплачивается в виде дивидендов держателям акций, облагается налогом дважды - первый раз как часть прибыли корпорации, второй - как часть личного дохода владельца акций.

. При большом числе акционеров возникает ситуация, при которой значительная часть акционеров практически не контролирует деятельность совета директоров. Причины этого кроются в бездеятельности типичного держателя акций. Большая часть владельцев акций не использует права участия в голосовании или же если используют это право, то лишь подписываясь под предоставлением полномочий действующим должностным лицам корпорации.

IV. Государственное предпринимательство.

К данной форме предпринимательской деятельности относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия.

Унитарным предприятием признается государственная или муниципальная коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия.

Порядок создания и дальнейшей деятельности унитарного предприятия регулируется статьями 48-65, 113-115 Гражданского кодекса РФ, а также Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» N 129-ФЗ от 08.08.2001.

Имущество унитарного предприятия находится соответственно в государственной или муниципальной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Органом управления унитарного предприятия является руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным органом и ему подотчетен.

Унитарное предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, однако, не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Основные характеристики и принципы функционирования унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, таковы:

• унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления;

• учредительным документом является устав, утверждаемый уполномоченным на то государственным органом или органом местного самоуправления;

• размер уставного фонда не может быть менее суммы, определенной законом о государственных и муниципальных унитарных предприятиях;

• до государственной регистрации предприятия уставный фонд должен быть полностью оплачен собственником;

• в случае принятия решения об уменьшении уставного фонда предприятие обязано в письменной форме уведомить своих кредиторов;

• предприятие может создать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему в установленном порядке части своего имущества в хозяйственное ведение (дочернее предприятие). Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

По решению Правительства Российской Федерации на базе имущества, находящегося в федеральной собственности, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (федеральное казенное предприятие).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Публикации по экономике >>>

Издержки предприятия и пути их оптимизации
Организационно-экономическая характеристика предприятия ...

Закономерности развития финансовых отношений в финансовой системе
Изучение экономической структуры любого современного общества невозможно без анализа финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и институтов, регулирующих эти отношения. Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешном функционировании рыночной экономики, необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.