Современное состояние малого предпринимательства

Чтобы проанализировать современное состояние малого предпринимательства в России, необходимо знать, какие же предприятия относятся к числу малых.

До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялись согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ). Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ) установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников и объему выручки от реализации товаров.

Законом №209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия со средней численностью работников до ста человек включительно, для микропредприятий - до 15 человек включительно.[2]

Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:

.Большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на изменение потребительского спроса;

. Мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений;

. Экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

. Снижение расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;

. Повышенная скорость оборота капитала.

Но малое предпринимательство имеет и свои недостатки:

. Высокая степень неустойчивости на рынке;

. Зависимость от крупных компаний;

. Низкий уровень разделения труда в производственном процессе и специализации в управлении предприятием;

. Трудности в привлечении дополнительных финансовых средств;

. Низкая компетентность руководителей.

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; более низкие цены, в отличии от крупных фирм.[3]

Роль малого предпринимательства невозможно переоценить. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Малое предпринимательство обеспечивает: наиболее полное удовлетворение потребительского спроса населения, повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг, активизацию научно-технического прогресса, образование нового социального слоя - слоя предпринимателей.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Конкуренция и ее роль в экономическом развитии страны (региона, города, предприятия)
Торговля является одной из важнейших сфер жизнеобеспечения населения. Являясь одним из источников поступления денежных средств, торговля способствует формированию основы финансовой стабильности государства. Преобразования, произошедшие за последнее десятилетие в торговле, последствия ее реформирования, связанны с появлением конкуренции на рынке и ее влиянием на экономическое развитие страны в целом, и в развитии ...

Инфляционная динамика в РФ с 1992–2009 гг.
Каждый день мы сталкиваемся с оплатой различных товаров и услуг, и я не думаю, что кто-либо из нас захочет платить за них большую стоимость, ведь, как известно - денег много не бывает. Любого человека волнует величина стоимости необходимых для него благ. В нашей стране особенно остро это волнение почувствовалось чуть менее 20 лет назад, когда в начале 1992 года после распада СССР произошел резкий скачок цен. Огр ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.