Современное состояние малого предпринимательства

Чтобы проанализировать современное состояние малого предпринимательства в России, необходимо знать, какие же предприятия относятся к числу малых.

До 1 января 2008г. критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства определялись согласно принятому 14 июля 1995г. Федеральному закону «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (№ 88-ФЗ). Федеральный закон от 24 июля 2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (№ 209-ФЗ) установил новые критерии отнесения к субъектам малого предпринимательства. В соответствии с указанным Законом, к субъектам малого предпринимательства относятся внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации, а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, соответствующие установленным условиям по структуре уставного капитала, средней численности работников и объему выручки от реализации товаров.

Законом №209-ФЗ специально оговорено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия не могут относиться к субъектам малого предпринимательства.

Независимо от вида экономической деятельности субъектов малого предпринимательства Законом установлено, что к субъектам малого предпринимательства относятся предприятия со средней численностью работников до ста человек включительно, для микропредприятий - до 15 человек включительно.[2]

Отмечаются следующие преимущества малого предпринимательства:

.Большая адаптивность, гибкость и оперативность реагирования на изменение потребительского спроса;

. Мобильность при выполнении работ, связанных с внедрением отдельных образцов новой техники, изобретений;

. Экономичное использование ресурсов, в том числе вторичных;

. Снижение расходов, связанных с содержанием управленческих непроизводительных структур;

. Повышенная скорость оборота капитала.

Но малое предпринимательство имеет и свои недостатки:

. Высокая степень неустойчивости на рынке;

. Зависимость от крупных компаний;

. Низкий уровень разделения труда в производственном процессе и специализации в управлении предприятием;

. Трудности в привлечении дополнительных финансовых средств;

. Низкая компетентность руководителей.

Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы. Первая группа - предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация в производстве ограниченного круга деталей и узлов; более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, предприятия малого бизнеса в условиях нового этапа научно-технического прогресса выступают, с одной стороны, как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой стороны - как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.

Ко второй группе относят предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом на рынке. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы являются: способность быстро реагировать на требовании рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший по размерам стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; более низкие цены, в отличии от крупных фирм.[3]

Роль малого предпринимательства невозможно переоценить. Мировая практика показывает, что потенциал малого бизнеса огромен. Малые предприятия выполняют ряд социально-экономических функций, таких как обеспечение занятности, формирование конкурентной среды, поддержание инновационной активности, смягчение социального неравенства. Малое предпринимательство обеспечивает: наиболее полное удовлетворение потребительского спроса населения, повышение качества предоставляемых товаров, работ и услуг, активизацию научно-технического прогресса, образование нового социального слоя - слоя предпринимателей.

Перейти на страницу: 1 2

Публикации по экономике >>>

Инновационная политика в регионе
Теоретико-методологические основы разработки и реализации инновационной политики ...

Методы прогнозирования ООО Ритейл групп
Прогнозирование является одним из основных звеньев процесса стратегического управления, в связи с тем, что если мы не можем прогнозировать ожидаемый ход развития события, предвидеть развитие какой-либо ситуации, довольно сложно ставить достижимые цели, эффективно принимать управленческие решения, оптимизировать работу организации, используя инструменты стратегического менеджмента. Стратегическое управление невоз ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.