Современное состояние малого предпринимательства

В экономически высокоразвитых странах число малых предприятий достигает 60-80 % от общего числа предприятий, в этом секторе сосредоточены до двух третей экономически активного населения и производится от 60 до 85 % валового внутреннего продукта.

Для оценки современного состояния малого предпринимательства в России проведем анализ основных экономических показателей деятельности малых предприятий в период с 2000 по 2010 гг. (См. приложение 1).

Как свидетельствуют данные таблицы [13][14], количество малых предприятий в России в период с 2000г. по 2010 заметно возросло - почти в 2 раза. Средний ежегодный прирост составляет 6,5%. Из таблицы видно, что начиная с 2003 года наблюдается положительная динамика в росте количества малых предприятий, что можно объяснить вступлением в действие с 1 июля 2002 года Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», а также ряд других нормативно - правовых актов, значительно упростивших процедуру организации предпринимательской деятельности.

Характеризуя в целом состояние малого предпринимательства за рассматриваемый период, можно заметить, что решительного шага в сторону его развития сделано не было. На 2010 г. зарегистрировано 1644,3 тыс. малых предприятий, что составляет 11,6 предприятий на 1000 человек, тогда как в странах Евросоюза и США этот показатель колеблется от 35 до 68.

Численность занятых на малых предприятиях в указанный период также ежегодно возрастала. Так, с 2000г. по 2010 г. численность основного персонала возросла с 6596,8 тыс. чел. до 11149 тыс. чел., то есть на 4,55 млн. человек, или на 69%. За последний год наблюдается увеличение данного показателя на 901,5 тыс. занятых, в то время как в 2009 г.наблюдалось снижение численности рабочих на 190 тыс. человек что свидетельствует о преодолении активной фазы экономического кризиса 2008-2010 гг. В целом, с 2000 г. по 2010 г. доля занятых на малых предприятиях возросла с 13,6% до 22,4%. Тем не менее, в странах Запада эта величина составляет 50-70%, что свидетельствует о медленном и постепенном развитии малого бизнеса в России.

Как видно из таблицы, оборот малых предприятий также устойчиво возрастал, вплоть до 2009 г., когда в условиях кризиса данный показатель сократился на 1854,5 млрд. руб. Но уже в 2010 г. значение данного показателя превысило докризисный уровень и составило 18933,8 млрд. руб., что свидетельствует о благоприятности рыночной конъюнктуры для малого бизнеса.

Для анализа современного состояния малого бизнеса, необходимо рассмотреть такой показатель как объем инвестиций в основной капитал. В 2010 г. этот показатель составил 520,3 млрд. руб. или 5,7% от общих инвестиций в основной капитал. Таким образом, можно говорить о наличии положительной тенденции в инвестиционной активности малых фирм, но доля инвестиций в основной капитал малых предприятий остается предельно низкой.

Наиболее существенным показателем, характеризующим состояние малого предпринимательства, является удельный вес продукции малых предприятий в общем объеме ВВП. Если в большинстве развитых стран этот показатель варьируется от 50% до70%, то в России он составляет не более 17%. Это свидетельствует о том, что современная система поддержки малого бизнеса недостаточно эффективна.

Таким образом, с 2000 г. по 2010 г. наблюдается устойчивый рост и развитие малого предпринимательства. Однако потенциал малого предпринимательства до сих пор не раскрыт, а его развитие сдерживают многие факторы.

Перейти на страницу: 1 2 

Публикации по экономике >>>

Конкурентная борьба
Конкуренты являются важной составляющей маркетинговой микросреды фирмы, без учета и изучения которой невозможна разработка приемлемой стратегии и тактики функционирования фирмы на рынке. Конкуренты - это субъекты маркетинговой системы, которые своими действиями влияют на выбор фирмой рынков, поставщиков, посредников, формирование ассортимента товаров и на весь комплекс маркетинговой деятельности (что и влечет ...

Кривая производственных возможностей. Осуществление ценовой дискриминации
Экономическая теория изучает деятельность людей, связанную с достижением эффективного использования ограниченных ресурсов для наилучшего удовлетворения потребностей в жизненных благах. Создание необходимых благ осуществляется на предприятиях путем организации производства. Производство - это целесообразная деятельность людей направленная на удовлетворение их потребностей. Оно представляет собой общественный п ...

Новая экономика

Постиндустриальное общество - это общество, в экономике которого в результате научно-технической революции и существенного роста доходов населения приоритет перешёл от преимущественного производства товаров к производству услуг.

Сущность новой экономики

При первом подходе к «новой экономике» относится вся предпринимательская деятельность, использующая современные электронные информационные и коммуникационные технологии. Термин «Новая экономика» вводился западными экономистами, в 90-е годы прошлого века.                                                          

Принципы «новой экономики»

Знания - плоть и кровь новой экономики. Они рассматриваются как производственный фактор и стратегический ресурс. Переход на новые технологии. Их основой являются информационные технологии, многократно увеличивающие силы и возможности интеллекта человека.

Сдвиги в новой экономике

Одной из ведущих технологий обеспечения конкурентоспособности страны, которое является интегративной целью государственной политики, стало создание и эффективное функционирование «экономики знаний». Ключевое условие, и инструмент экономики знаний - качество человеческого потенциала.